Таинства Церкви. Миропомазание
В рамках спецпроекта «Таинства Церкви» протоиерей Артемий Владимиров рассказывает о сути и значении каждого из семи Таинств: Крещения, Миропомазания, Покаяния, Причащения, Таинства брака, Таинства священства и Елеосвящения.
Сегодня речь пойдет о Таинстве Миропомазания. Когда совершается оно и что происходит при этом? Как действует благодать, поданная в этом Таинстве?
Есть прекрасное русское выражение: «Все мы одним миром мазаны». Хотя звучит оно несколько простовато, однако за ним сокрыто глубочайшее содержание.
Едва новокрещенный христианин облекается в белые одежды – символ очищения и прощения грехов, полученного от Господа Бога, едва лишь священник возлагает на грудь крещаемого крест – его личное боевое именное оружие, тотчас, по современной церковной практике, совершается помазование его святым миром – маслянистой ароматной жидкостью, которая освящается раз в два года Святейшим Патриархом особым чином мироварения – тогда в новое миро добавляется старое, которое преемственно идет от самих апостолов.
Что в Священном Писании говорится о Миропомазании? Ничего. Но мы найдем в нем свидетельства, что все новокрещенные люди получали дар Духа Святого – только не через миропомазование, крестовидно наносимое на лоб, глаза, уши, уста, ноздри, грудь, руки, ноги, а через возложение рук апостольских. Когда новокрещенных стало уже много, а крестивших апостолов не хватало, тогда-то и введено было освящение мира, заменившее руковозложение.
Что же происходит в самом Миропомазании? Происходит именно то, что знающие Священное Писание читают в Книге Деяний Апостольских. На пятидесятый день от Воскресения Христова апостолы, собранные в Сионской горнице, пребывали в молитве и молении, как вдруг послышалось некое бурное дыхание, подобное порывам ветра, и на апостолов снизошли, опочили будто языки пламени. Это было видимым явлением невидимого Духа Святого, энергия которого осенила апостолов, так что они исполнились нравственных сил, необходимых им не только для угождения Богу, но и для проповедования Евангелия (см. Деян. 2: 1-4).
Таинство Миропомазания именуется Таинством, потому что оно невидимо для глаза. Тем не менее, через помазование миром хотя бы младенчика с последним совершаются чудесные изменения. Именно в самое сердце его, в область бессмертного духа, сопряженную с совестью, различением добра и зла, словесностью, даром слова, – именно там поселяется искра Божества – Божественная энергия, которая с тех пор пребывает в каждом из нас и содействует каждому из нас всякий раз, когда наше произволение склоняется в сторону добра. Сам человек слаб и немощен, и для того, чтобы осуществить доброе намерение, необходим импульс от Бога. Крещенные люди тем и отличаются от некрещенных, что они имеют сугубую энергию добра, которая может быть уподоблена парусам на бригантине. Раскрой паруса – и теплый бриз наполнит их, сообщив шхуне поступательное движение. Так и ты, человек крещенный, пожелай что-то доброе, и Дух Святой будет содействовать тебе в его исполнении. К примеру: «Хочу с сегодняшнего дня бросить курить, избавиться от той смрадной страсти, которая причиняет мне и физические страдания, и душевное расслабление. Господи, привычка эта укрепилась в силу моей невнимательности, легкомыслия. Но прости меня, помоги мне измениться от худшего к лучшему». Сказано – сделано.
Будни отца Анатолия. Крещение младенца. Фото: Антон Поспелов / Expo.Pravoslavie.ru
Каждый крещенный человек должен знать и верить, что Дух Святой содействует ему в потугах измениться от худшего к лучшему. Так вот и побеждаются с Божией помощью долговременные недуги: чревоугодие – излишество пищи; раздражительность – немотивированная страсть гнева, возникающая по поводу и без повода; уныние – печаль, которая темным облаком опускается на иного человека и может довести его до депрессии. Благодать Святого Духа – это та самая искра, которая разгоняет темное облако страстей, если мы стараемся обращаться к Господу, просим Его помощи, сопротивляемся греху и тщимся не возвращаться к исповеданным нами согрешениям. Конечно, сказать всё это быстро, а на деле не всегда получается вот так: сказал и отрезал. Однако Таинство Миропомазания, над нами свершенное, делает нас детьми, усыновляет нас Отцу Небесному. Христос для того и пришел в этот мир, чтобы, пострадав на Кресте, вкусив горькую смерть, победить ее воскресением и низвести нам энергию Духа Святого.
Заметим, что через Миропомазание мы обрели сердце – орган богопознания и богообщения. Святой апостол любви Иоанн Богослов в одном из своих посланий, обращаясь к христианам, говорит такие замечательные и интересные слова: «Впрочем, я не имею нужды чему-либо вас учить, потому что вы имеете помазование, и оно-то учит вас всему» (ср. 1Иоан. 2: 26-27). Это значит, что, если мы искренне каемся в грехах, если мы просим Бога наставить, просветить нас, укрепить в нравственной жизни, Господь тотчас, благодаря Таинству Миропомазания, отзывается на наше прошение, и изнутри нас самих Дух Господень, сокровенно почивающий, совершает назидание человеческой души.
Тот, кто хочет убедиться в действенности Миропомазания, пусть хорошенечко исповедуется в грехах (о Таинстве Исповеди мы поговорим еще) и, получив от священника разрешительную молитву, исполнившись желания жить чисто, чинно, благородно, просто встанет в храме, как дитя, в простоте и незлобии, и начнет беседовать с Небесным Отцом. Только не советую куда-то торопиться. Дайте место Господу в своей душе. И убежден, что многие из тех, кто меня слышит и видит, подтвердят то, о чем я говорю. Полчаса спустя христианин, молящийся в храме, отрешившись от житейской суеты, вдруг с удивлением начинает постигать, осознавать, ощущать и чувствовать, что изнутри нашей совести мы начинаем вести диалог с Господом Богом – как младенцы, беседовать с Небесным Отцом.
Кратко говоря, благодаря Миропомазанию Дух Святый наставляет нас на всякую истину. Воспоминает нам заповеди, делает совесть очень чуткой и бдительной. Благодать Святого Духа дает человеку силы бороться с грехом и не сдаваться на милость победителя, не уступать господствующему в мире злу. Таинство Миропомазания делает человека существом крылатым, рожденным в Крещении не ползать, а летать. Поэтому, если вы хотите, чтобы благодать Святого Духа не напрасно была нам дана, нужно только расчистить сердечное место от грязи, хорошенечко покаяться и предоставить ей, благодати, свободу действия. И что же мы получим?
Если мы верим Христу как живому Богу и как дети желаем угождать Небесному Отцу, то, сообразуясь с совестью и с заповедями, мало-помалу укрепляясь Таинством Причащения (о котором мы будем тоже еще говорить), мы увидим – год, два, пять, десять лет спустя – благодатные изменения в душе. Человек, вчера склонный к унынию, печали, мало-помалу обретает бодрость, радость, жизнетворную энергию. Мучившийся от нецеломудренных помыслов, потому что старшеклассником посмотрел в компьютере всякую гадость, обретет целомудрие, то есть способность прогонять нечистые чувства. Его сердце действительно будет обителью живого Бога. Лень и расслабление заменятся целеустремленностью и умением добиваться поставленной цели.
Таинство Миропомазания делает нас сильными и способными побеждать всякий грех. И поэтому, воспоминая сегодня об этом священнодействии, над нами свершенном некогда, будем еще и сами себя несколько приструнивать евангельскими словами: «Кому много дано, с того много и спросится» (Лк. 12: 48). Все мы на Страшном суде, представ пред взором Господа Бога, будем, конечно, представлять отчет – эту искру Духа Святого. Спрятали ли под спуд, угасили, растлили – или, наоборот, дали ей возможность так возгореться в нас, что над нами еще во время земной жизни исполнились слова Христа: «Да будут светильники ваши горячие. Вы суть сыны Света, сыны Царствия. Да просветится свет ваш пред людьми». Речь идет о Таинстве Миропомазания, благодати Святого Духа! Дабы, видя ваши благие дела, видя вашу неукоризненную жизнь, многие, чуждые Церкви, прославляли Отца вашего Небесного, иже есть на небесах.
Протоиерей Артемий Владимиров
Православие.Ru
Просмотрено (251) раз