Выбрать страницу

Что означают слова «Я нарушил пост»?

Священник Константин Камышанов – о том, как мы понимаем пост, чем он является на самом деле и какие плоды может принести пост каждому из нас при правильном к нему отношении.

Христос воскресает не после поста. Он воскрес раз и навсегда. Как и родился Христос – раз и навсегда. Пасху можно праздновать, как в этом году, первого мая. А можно праздновать хоть каждый день. Чем, собственно, и занимался преподобный Серафим Саровский. Каждый день для него начинался словами:

– Христос Воскресе, радость моя!

Для того, чтобы христианам было радостнее, император Константин постановил праздновать Христово Воскресение один раз в неделю.

Но нам так тяжело. Для нас, к сожалению, неделя начинается не с Воскресения, а с понедельника, который, как известно, день тяжелый. Пасха каждый день, или хотя бы раз в неделю, нам утомительна, и мы готовы радоваться вместе с Богом всего раз в году.

Эта радость заключается в ощущении близости Бога. Увидеть близко Бога может только чистое сердце. Вот для этого и существует пост.

Что такое пост? Что означают слова наших прихожан: «Я нарушил пост»?

Это всегда означает одно – человек съел что-то недозволенное.

Если бы наш Бог был Гастроном, то было бы справедливо экономить, на радость Гастроному, колбасу, молоко, рыбу, шоколад и печения на сливочном масле. Но наш Бог – не гастроном.

Если бы наш Бог был Ленин, то было бы хорошо ему на радость вообще ничего не есть, а продукты и церковную утварь сдавать в помощь нашим республикам и народам Африки, борющимся с американским империализмом. Но наш Бог – не Ленин, и Христу голодомор не нужен.

Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе – сказал апостол Павел.

Итак, пост – это наша праведность, мир и радость во Святом Духе.

Если плод поста – радость, то почему нам Великий пост кажется тяжелым, долгим, трудным? Почему мы в пост напрягаемся из последних сил? Почему нам пост кажется не радостью, а жертвой?

Потому, что мы совершенно не понимаем то, что сказал апостол, и то, для чего воскрес Христос.

Он воскрес не для того, чтобы брать с нас налог свечками, колбасой, молоком, нашими слезами и нашими униженными поклонами, или булочками из белой муки.

Он Бог. Ему ничего этого не надо. Ему вообще ничего не надо, кроме того, что для Бога является ценностью – любви.

Это не мы в пост делаем Ему одолжение и издеваемся над собой, избегая тучной пищи, супружеских обязанностей, или дней рождения и весенних шашлыков.

А это Он нам делает одолжение и сжаливается над нами.

Нас терзают, мучают, угнетают и обессиливают грехи. Грех – это болезнь души. Есть болезни смертные. А есть грехи смертные. И если не лечить, например, туберкулез, очень быстро умрешь. То же самое с душой. Если не лечить жадность, хамство, зло, зависть, мстительность, блуд, хищение, то душа непременно умрет.

По нашей земле ходит полно людей с умершей душой. И ничего. Только вот их видно по тому, что они всё время страдают – даже на море, даже во сне, даже на свой день рождения.

И вот Святая Церковь, жалея нас, пытается вылечить нашу душу, вытащить из нашей головы паразитов – грехи. Пост – это время нашего санаторного лечения. В пост мы приходим в себя. Очищается сердце. В него входит Бог. Уходит страх и страдание. И мы, словно умыв глаза, видим, что этот мир совсем не плох и он очень похож на Рай, потому что Бог близко.

Этот мир залит светом и радостью.

Но мы так сумели прожить, что превратили собственную жизнь в ад, в сплошное страдание, уныние и тоску. Сын пьет. Дети не слушают. Старики «выносят мозги» своим бубнежом. Их уже дома никто не слушает. С ними просто невыносимо, так они приходят в церковь. Тут их еще не слушали, но хорошо узнают по словам:

– Женщина, отойдите с этого места. Это мое место в храме.

О какой любви, о каком Христе, о какой Пасхе можно говорить с таким человеком? Какой ему пост? Ему бы не в церкви, а в тюрьме стоять и слушать гимн Советского Союза.

Мы так сумели прожить, что Богом данная нам Церковь-семья превратилась в клубок целующихся змей, в банку с пауками.

С чего начать?

Ради Бога, не с колбасы. Конечно, пища влияет на тонкий дух и на молитву. Любой может заметить, что если переесть после литургии, то уходит радость причастия. Душа делается сонной, ленивой, усталой, и дух молитвы покидает ее.

То же с Пасхой. Душа поет как птица – до первого обжорства с шашлыком, вином и осуждением. Сорок дней душа стяжала дух, а к 14 часам пасхального дня всё ушло в песок и понеслось? Того осудил, про деньги вспомнил, дела запланировал, дома поругался. Порядок. Ждем Петрова поста.

Пища в неумеренном количестве может отяготить молитвенную душу и духовного человека. Но что отягощать, когда нет ни молитвы, ни духа? Человек искренне говорит сам себе: «Вот, духовные люди принесут Богу на Пасху в подарок плоды праведности. А я – человек простой, пожертвую ему хотя бы молока с булочкой из белого теста».

Ты сошел с ума! Если ты человек простой, начни не с питания, а с мира.

Тебя не слушают дети? А может быть, ты так живешь, что тебя в самом деле лучше не слушать?

По-мирски-то хорошо, а по Богу ли жить в одно лицо, подгребая всё, что дал Бог, под себя? В этом нет ни любви, ни правды. Вот они и не слушают. И правильно делают.

Более того, Господь дал, например, отцу богатые дары – ум, силу, здоровье, а отец всё обернул себе в капитал. Бог посмотрел на такого жадину и решил, что не стоит сил тратить на его сыновей. Пусть уж лучше растут простецами. Вреда меньше. А родители бьются: наши дети ничем не хотят заниматься! Не хотят быть такими же, как мы, расчетливыми, жадными и самолюбивыми. И никак не договорятся.

Первый плод поста – МИР! В первую очередь в семье. Мир с детьми. Мир с выжившими из ума стариками. Мир на работе. Мир везде.

Это не значит, что надо замолчать и унижаться перед всеми. Напротив. Мир, Христа ради, приносит на сердце вместо дыма войны со всеми – благоухание. Попробуйте это блаженство мира от Бога. Не унижаться, а врачевать вражду в своем сердце и в сердце ближних.

И, конечно, мир с Богом. Никакого греха. Позволим душе отдохнуть от зла, неправды и боли.

Второй плод – радость. Пост – это время, когда мы можем кого-то порадовать своей заботой, деньгами, молчанием, любезностью, молитвой и помощью. За жертву помощи и радости Бог отблагодарит нас благодатью.

Нет ничего в мире дороже для сердца этой благодати. В ней сладость сердца. В ней покой. В ней полное забвение горя и боли.

Третий плод – видение Бога. Нужно постом тренироваться видеть Бога рядом. Все наши грехи – от потери этого зрения. Забыл, что Бог рядом и что Он всё видит, взял в ослеплении и напакостил. Принес горе себе и ближнему. Принес себе и ближнему страдание. А зачем?

Нет, это совсем не нужно – принимать лишнее горе и зло.

Этих плодов – мир, радость и видение Бога – немного, и они просты, зато вес их в глазах Бога велик.

Пост дает нам возможность пожить другой жизнью, узнать сладость мирной праведной жизни, найти блаженство не в борьбе и капитале, а в любви к ближним и Богу.

Прекрасное время – пост. Это время свободы от страданий, от тьмы, от власти зла. Это время мира и прохлады сердца, которую мы себе можем позволить. Пост – это предложение от Бога позволить себе быть счастливым и светлым. А почему нет?

Богу нас жалко, и Он учит нас посту и жизни рядом с Собой в сиянии божественного блаженства. А не тому, что мы приносим Ему какую-то там жертву. Наоборот, это Бог постом усиливается быть ближе к нам. Он помогает нам отделить от души коросту греха. Он помогает душе быть мужественной в том, что требует усилий в ее очищении, подвиге миролюбия и счастливой жертвенности. Он учит, что нам сказать для мира. Он учит, что нам сделать ради радости и любви. От нас требуется только воля и больше ничего.

Апостол Павел пишет:

«Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.

Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию».

И эти слова имеют продолжение в Евангелии:

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам».

Протоиерей Константин Камышанов
Православие и Мир

Просмотрено (176) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

26 ноября - Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, родился в Антиохии (современная Сирия) около 347 года, в семье военачальника. Иоанн Златоуст – вселенский учитель православной церкви, один из трех ее «великих святителей», озаривших мир светом истинного христианского учения... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »