Выбрать страницу

О силе воли

Часто можно услышать от людей, которые никак не могут переступить порог храма или побороть какую-то пагубную привычку, что у них не хватает силы воли. А что такое сила воли с духовной точки зрения? Можно ли ее воспитать и как? Рассуждает игумен Нектарий (Морозов).

Если не ты, то кто?

Всё, что касается жизни духовной, имеет определенные аналоги в сфере физической, даже бытовой. Бывает, что нет у человека сил, чтобы прочитать домашнее молитвенное правило или пойти на богослужение. Что с этим делать? А что делать, если нет сил нести из магазина сумки с продуктами? Бросить эти сумки? Найти кого-то, кто их отнесет домой за вас? Просто отказаться от покупок? Ясно, что выход один – все-таки донести их и в ближайшее время начать заниматься физкультурой, чтобы укрепить мышцы и не испытывать впредь подобных проблем. Приведенный мною образ – самый простой, но тем он очевиднее.

Дело в том, что каждая из присущих человеку сил – будь то сила его рук, ног или же сила воли – может определенным образом укрепляться, а может, наоборот, сводиться к какому-то ничтожному минимуму. Но если с руками и ногами всё понятно, то с силой воли – намного сложнее. И одновременно проще, так как никаких спортивных снарядов для ее укрепления не требуется.

Мы укрепляем силу воли тогда, когда себя к чему-либо понуждаем. Даже для человека с расслабленной волей все равно есть вещи посильные – в частности, элементарная самодисциплина. Например, есть три раза в день, пусть даже с двумя чаепитиями между приемами пищи, но не десять раз в любой момент, когда захотелось полакомиться. Вставать сразу после того, как прозвонит будильник, а не лежать в постели «еще пять минут», все равно не засыпая и теряя время. Это ничтожные усилия, но они выводят волю из состояния паралича. Когда человек начинает себя понуждать на подобного рода простые и необходимые действия, его воля получает некую базу для того, чтобы укрепляться и служить уже более серьезным задачам.

Ну а дальше нужен поступательный труд: я понудил себя сначала на что-то совсем простое, потом – на что-то чуть более серьезное. И этот труд приводит к весьма ощутимым результатам. Не говоря уже о том, что если человек это делает не только ради удобства жизни или достижения каких-то земных целей, но и для того, чтобы таким образом иметь силы хранить верность Богу и угождать Ему, то, безусловно, в этом и Господь будет помогать. И в ответ на человеческое малое усилие Его помощь будет неизмеримо большей.

То есть сила воли – это помимо всего прочего и конкретный выбор в каждой конкретной ситуации. Возможно, именно этим объясняется тот факт, что человек, который в каких-то глобальных ситуациях проявляет себя решительно, в таких мелочах, как вставание без промедления по будильнику или воздержание от лишних приемов пищи, неожиданно оказывается безвольным. Мы постоянно забываем о том, что в значительной степени зависим от собственных навыков. Нам все время кажется, что мы будем всегда такими, как есть. Но на самом деле человек постоянно движется между «плюсом» и «минусом». Опять-таки, если обратиться к физической плоскости нашего бытия, можно вспомнить массу примеров, когда люди рождаются крепкими, сильными, но умудряются совершенно разрушить свое здоровье и эту крепость нездоровым образом жизни, а слабенькие и хиленькие от рождения, занимаясь спортом, спустя какое-то время превращаются просто в богатырей. То же самое в духовном плане. Когда у человека появляется навык к самопреодолению – не насилию над собой, а поступательному труду шаг за шагом – это для него становится, как ни странно, естественным. Хотя раньше могло казаться совершенно невыносимым, немыслимым.

О пользе малых шагов

Мы говорим о том, что сила воли может воспитываться. Возникает закономерный вопрос: «Какие же нужны упражнения для этого?» В этом смысле для нас все очень удобно устроено: не нужно что-то специально искать или изобретать, потому что упражнения предлагает сама жизнь. Суть не в них, а в определенном настрое. То есть я должен понять: для того чтобы состояться как христианину и просто как человеку, необходимо себя преодолевать. Надо себя убедить в том, что это не страшно, это не так уж и трудно, куда-то вдаль пока не заглядывать, а начать с самых простых вещей. С того, например, что когда я где-то оставляю ту или иную вещь и она образует начало будущего беспорядка, я не позволяю себе лечь на диван или сесть за компьютер, пока не положу эту вещь на ее место – просто потому, что таков мой настрой на самопреодоление. Я не буду ждать, пока из мусорного ведра начнет все вываливаться или на грязном полу можно будет огород разводить, а своевременно выброшу мусор и сделаю влажную уборку. Вот из таких крупиц всё и складывается.

Я как-то очень хорошо запомнил один пример из жизни некоего афонского старца. Он жил в общежительном афонском монастыре, где была не особо аскетическая жизнь, а наоборот, было всего в достатке. Такие периоды духовного упадка случались в истории Афона. И вот у этого старца зародилась мысль о том, что хорошо было бы от этой сытой вольготной жизни уйти и посвятить оставшееся время, собственно говоря, тем подвигам, ради которых он когда-то монашество принимал. Но он понял, что привычка к сытой жизни погонит его обратно в монастырь, и тогда он среди всего этого тепла и довольства стал потихоньку приучать себя к жизни более аскетичной. Он начал меньше и реже есть, избегать тепла и уюта и постепенно пришел в то состояние, при котором для него переход к жизни подвижнической стал безболезненным.

Святитель Феофан Затворник удалялся в затвор тоже не одним каким-то рывком, а постепенно приучал себя к ограничению своего передвижения в пространстве, понимая, что его душа, как и душа любого человека, равно как и тело, нуждается в привыкании к некоему изменению в своей жизни. Иначе она не выдержит.

Вот ради чего все это нужно – ради того, чтобы иметь свободу. Свободу в какие-то моменты, когда от нас требуется от чего-то отказаться и чего-то лишиться, пойти на эти испытания и не бояться их. Для этого у нас должны быть силы и необходимые навыки.

Когда сам – не сможешь

Когда мы говорим о силе воли, всегда возникает тема зависимостей – алкогольной, наркотической, игровой. Порой человек приходит в храм, и ему удается преодолеть эту зависимость, но это бывает лишь в том случае, если он сам воспринимает ее как зло и беду, хочет от нее избавиться и ищет при этом помощи Божией. Придя в храм, человек обретает не только эту помощь, но еще и то самое главное, отсутствие чего ему мешало победить свою зависимость, – обретает смысл.

Но зачастую бывает так, что человек и не ищет смысла, и не хочет избавиться от зависимости, и тогда ему помочь не получается. И здесь дело не столько в отсутствии силы воли, сколько в общей направленности жизни человека. Притом опять-таки человек, который привык к жизни дисциплинированной и ответственной, редко соскальзывает в сторону зависимостей и легче их преодолевает.

К сожалению, бывает и так, что человек, найдя в Церкви необходимую поддержку и, прежде всего, благодатную помощь, выкарабкивается из бездны зависимости, а потом решает, что Церковь ему больше не нужна, что он уже и так достаточно крепок духом, чтобы не вернуться к своим пагубным привычкам, и из Церкви уходит. А после этого мало-помалу опять скатывается в ту же трясину, из которой выкарабкался. Но так бывает не только с алкоголиками, наркоманами и людьми, пораженными страстью к игре, – так бывает вообще со всеми людьми, которые, придя в Церковь, обрели некую свободу от своих прежних грехов и страстей, а потом ушли из Церкви и опять впали во все прежние тяжкие, из которых они до того с трудом выбирались. Здесь мне всегда вспоминается апостол Петр, который сначала по слову Христа Спасителя пошел по воде, а потом вдруг убоялся и начал утопать. Почему? Мне близко объяснение, что апостол в какой-то момент привык к тому, что идет по воде, и ему показалось, что он идет сам, и тогда ему стало страшно. Когда человеку кажется, что он сам избавился от каких-то греховных зависимостей, он перестает искать помощи Божией и неминуемо соскальзывает обратно.

Все начинается с детства

Может ли способствовать укреплению силы воли в человеке ее воспитание с детства? На мой взгляд, не просто может, а в первую очередь и способствует. Даже трудно сказать, что играет большую роль – черты натуры, которые человеку присущи от рождения, или же воспитание. Воспитание даже может преобладать. И огромную услугу своим детям оказывают те родители, которые с детства приучают ребенка к тому, что есть такие понятия, как ответственность, долг, что есть вещи, которые необходимо делать, даже когда не хочется. Правда, ошибку совершают те, кто не объясняет ребенку, зачем нужно делать то-то или то-то, почему нужно быть ответственным, что такое долг и на чем базируется это понятие. Если ребенка заставлять просто делать что-то, смысла чего он не понимает, то, безусловно, как только у него появится возможность этого не делать, он это делать прекратит. Когда же ребенок привыкает и делать, и понимать цель и смысл дела, когда ему ясно представляется связь между этим деланием и его результатом, тогда вырастает человек сильный, ответственный, волевой, который будет и полноценным членом Церкви и христианской общины, и хорошим работником, мужем, отцом, другом – словом, полноценным человеком.

Игумен Нектарий (Морозов)
Подготовила Инна Стромилова
Православие.Ru

Просмотрено (104) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Вселенскую родительскую субботу
22 февраля — Вселенская родительская суббота. Поминовение усопших.  Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу...... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Вселенская родительская суббота

22 февраля — Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа... далее » Подать записки на родительскую субботу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Неделя о блудном сыне

Вторая подготовительная неделя к Великому посту
Неделя о блудном сыне

За две седмицы (недели) до начала Великого поста Православная Церковь воспоминает евангельскую притчу о блудном сыне, изложенную в «Евангелии от Луки» (глава 15, стихи 11-32). Она учит добродетелям покаяния и прощения... далее Рубрики:

Подать записку на Великий пост

Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Скоро праздник

18 февраля - Иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил Ей именование «Взыскание погибших», как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей. Известно несколько чудотворных икон под этим названием... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

18 февраля — Иконы Божией Матери «Взыскание погибших» далее »

22 февраляВселенская родительская (мясопустная) суббота далее » Обретение мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея России далее »

23 февраляНеделя мясопустная, о Страшном Суде далее »

24 февраля — Сщмч. Власия, еп. Севастийского далее