Главная цель поста – приблизить нас к Богу и друг к другу
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Перед началом поста мы, дорогие братья и сестры, просили прощения друг у друга. Этим Церковь подсказывала, что главная цель поста в том, чтобы нам стать ближе к Богу и друг к другу. Но что больше всего отдаляет от этой цели? В каноне преподобного Андрея Критского, который мы недавно читали, перечисляются грехи чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия, гордыни. По мысли преподобного Иоанна Лествичника, больше всего из перечисленных страстей нас разъединяет друг с другом и удаляет от Бога страсть гнева, поэтому он советует в первую очередь бороться с ней. Имеется в виду не тот гнев, который иногда вспыхивает в нашей душе, как молния, и тут же исчезает, а тот, который незаметно пропитал всю нашу природу и стал второй нашей сущностью, который передается от человека к человеку и может приводить в расстройство целые общества и даже страны.
Гнев – это дикий образ общежития, потому что, как объясняет преподобный, «сластолюбивый повреждает только себя самого, а может быть, еще одного, своего сотаинника; гневливый же, подобно волку, часто возмущает все стадо и многие души огорчает и утесняет». Кроме того, гнев помрачает разум, лишает чистой и богоугодной молитвы, препятствует самоисправлению. Но самое страшное – гнев отталкивает спасительное действие благодати Божией, потому что Святой Дух несет с собой душевный мир, а гнев, наоборот, – возмущение сердца. Гнев влечет за собой и множество других пороков: памятозлобие, ненависть, вражду, ложь, клевету.
Слово Божие предписывает каждому христианину воздерживаться от гнева не только обнаруживаемого, но и скрываемого в мыслях. «Гневаясь, не согрешайте; солнце да не зайдет во гневе вашем», – призывает святой апостол Павел (Еф. 4:26). И далее апостол говорит: «Всякое раздражение и ярость, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:31–32). Сам Господь утверждает, что «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф. 5:22). А преподобный Паисий Величковский учит, что всякий, гневающийся на брата, гневается на Христа, ибо в Евангелии Христос сказал: «все, делаемое одному из братий Моих меньших, делается Мне» (см. Мф. 25:40).
Кто-то может возразить, что в жизни без гнева никак нельзя обойтись. Писание учит: «Гневаясь, не согрешайте…» Значит, позволительно иногда гневаться. Гнев дан нам Богом при творении как защитная реакция от греха. Проблема лишь в том, что мы склонны злоупотреблять им, гневаться, когда это совсем не нужно. А христианин, по мысли прп. Иоанна Лествичника, призван победить не только всякое сердечное раздражение, ярость, но и легкую досаду. Нам надо научиться среди разного рода огорчений сохранять полное спокойствие и даже радоваться, по заповеди Спасителя: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:11–12).
Как достичь такого состояния? В борьбе с гневливостью и раздражительностью преподобный Иоанн Лествичник советует такие средства. Первое – это музыка и пение. Мелодичное сочетание звуков, особенно в Божественных песнопениях, способно успокаивать душу. Об этом средстве знал еще святой псалмопевец Давид: когда он играл на музыкальном инструменте и пел псалмы, то прекращались беснование и гнев царя Саула.
Второе средство – это общежитие, общение с благоразумными людьми. Дело в том, что пока человек живет один и его никто не трогает, он не видит своих плохих сторон характера, а в обществе, при соприкосновении с другими людьми, острые черты его нрава обнаруживаются и, как острые углы камешков в реке, постепенно стираются.
Третье средство – это строгое подчинение духовнику, который, видя плохие стороны характера, при помощи духовных лекарств – покаяния, молитвы, причастия Святых Христовых Таин – постепенно врачует их.
А святитель Григорий Богослов предлагает для борьбы с гневом еще одно средство – смех. Все мы сами убеждались, что при накале гнева умеренная и удачная шутка может его совершенно погасить.
Итак, дорогие братья и сестры, потрудимся в святые дни Великого поста, чтобы, если не сможем совершенно, то хотя бы частично искоренить из своего сердца гнев. Не будем раздражаться по любому поводу, а позаботимся о том, чтобы в нашем сердце воцарилась добродетель кротости. Лишь благодаря кротости мы сможем стать ближе к Богу и друг к другу. Аминь.
Архимандрит Маркелл (Павук)
Православная Жизнь
Просмотрено (69) раз
Как хорошо сказано о гневе. Ведь живёшь и не задумываешься о таком грехе, как гнев. А гнев очень много приносит страданий и тому человеку, от которого исходит, и тому, на которого направлен. Спаси Господи.