Зачем покупать и ставить свечи в храме
Человек имеет двойную природу – духовную и телесную. Душа и тело гармонично соединяются в нем. Потому, к примеру, все Таинства в Православной Церкви не только благодатно невидимы благодаря Святому Духу, Сходящему на человека и Дающему ему Свои Дары, но и материально ощутимы.
В Крещении – материя воды; в Евхаристии – Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина; в Елеосвящении – помазывание освященным маслом и т. д. Так происходит для того, чтобы освятить благодатно не только душу человека, но и его тело.
Потому, конечно же, ставить свечи в храме нужно. Ведь мерцающий огонечек именно ТВОЕЙ свечи, горящей перед ликом Спасителя, – это твое личное богообщение – твоя таинственная жизнь души, обнаженной перед Господом Богом…
Традиция возжигания свечей в храме очень древняя. Еще при ветхозаветной скинии были светильники (например, семисвечник). Позже, во времена первых христиан, когда приходилось собираться на молитву тайно в римских катакомбах ночью, свечи являлись важным и богослужебным и практически-прикладным атрибутом.
В символическом плане с горящей свечой много чего связано. Во-первых, Христос – это Свет миру. Во-вторых, нашим душам следует пламенеть любовью ко Господу, подобно горящей свече. В-третьих, наши сердца должны быть мягкими от страха Божьего, любви и покаяния, как растопленный «плачущий» воск.
Кроме того, покупка свечи является вполне посильной для каждого жертвой, которую человек приносит Богу и Его Церкви. Благодаря приобретению свечи мы кладем деньги не в карман батюшке, а отдаем на нужды храма – ремонт, оплату отопления, электричества и прочее. Покупая свечи, мы помогаем существованию храма Божьего на земле. А это уже дело святое.
Количество свечей, их размер, стоимость, перед какими иконами их ставить – это уже ваш личный выбор. Как правило, покупают хотя бы две свечи, чтобы поставить одну за здравие свое или других людей, а другую за упокой. Свечи о здравии возжигаются в любом месте храма, кроме специального металлического столика – канунника – перед которым или на котором ставится Распятие. Это единственное место в храме, где ставятся свечечки за упокой. Желательно, если вы ставите свечку за усопших, говорить про себя молитву «Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное». Усопшие, за которых вы молитесь, должны быть крещены, отпеты по канонам Церкви и, соответственно, не самоубийцы или другие люди, за которых в храме нельзя молиться (сатанисты, активные еретики, богоборцы и т. д.). Если же человек был православным, хоть и маловерующим, за такого можно и нужно молиться. Это правило, помимо, естественно, самоубийц, распространяется и на живых.
Во всех остальных частях храма ставятся свечи о здравии. Вы подходите к той иконе, которая вам приглянулась, метафорически выражаясь, которая на вас «смотрит».
Если просите исцеления от болезни – к святому великомученику и целителю Пантелеимону, если собираетесь в путешествие – к Святителю Николаю Чудотворцу. Самая скорая Помощница в наших нуждах, конечно же, Пресвятая Богородица.
В идеале желательно приходить в храм заранее – перед богослужением, чтобы успеть купить свечи, поставить их, подать записочки в алтарь, а потом уже спокойно стоять на службе, молитвенно углубившись в нее, не отвлекая ни себя, ни других.
В жизни бывают разные ситуации: на работе проблемы – забежали и поставили свечку, поругались с супругом/супругой – в обеденный перерыв зашли поставить свечку и прочее. Конечно, заходите и ставьте, не бойтесь. Всем нам нужно утешение.
Только ведите себя как можно тише, не мешая другим. Храм любит молитву и тишину.
Самое главное – не ставить свечи механически, автоматически. Нужно знать, что это не простое бытовое действие. Это фактически жертва, духовный акт, ваше личное молитвенное соединение с Богом. Вам же не хочется, чтобы близкий человек что-то ткнул вам в лицо и побежал второпях дальше. Так и перед Богом. Есть у вас десять минут, купите свечу, зажгите ее, поставьте перед иконой и проведите оставшиеся пять минут с Богом, с Пресвятой Богородицей или со святым, которому вы молитесь. Поговорите с Господом, пожалуйтесь, поплачьтесь Ему. Он примет любую молитву, главное, чтоб она была искренней, от чистого сердца. Помните: свеча, зажженная вами в храме, – это ваше личное богослужение.
Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь
Просмотрено (242) раз
Здравствуйте. У наших знакомых произошла трагедия. Умер младенец. Хотела заказать сорокоуст, поставить свечу за почившую девочку. Но прочитала в вашей статье, что усопший должен быть отпет. Похороны еще не прошли и ребенок пока еще не отпет. Ответьте, пожалуйста. Можно ли уже заказывать сорокоуст и поставить свечку за усопшую?
Здравствуйте, Ольга!
В богослужебной традиции Православной Церкви существует только Чин отпевания младенцев, но нет устава младенческих панихид, парастасов и т.п. Содержание заупокойных молитв сосредоточено на теме прощения грехов, вольных и не вольных усопшему христианину. Младенцы, т.к. они не согрешили, в подобных молитвах и поминовениях не нуждаются. Они как ангелы, пребывают в Небесном Царстве и сами молятся о своих сродниках, живущих в земной суете.
Приимите наши искренние соболезнования. Знайте, что ныне душа умершего младенца в вечности с Богом, а где Бог, там всегда радость, радость Светлого Христова Воскресения.
Что касается статьи, то скорее всего, Вы не все правильно поняли. Молиться об умершем необходимо с первых минут его ухода. Существует даже Чины на исход и по исходе души от тела. И сразу уже можно служить заупокойную литию, панихиду, парастас, читать Псалтырь и другие заупокойные молитвословия. Но все это касается только людей взрослых, а также отроков, старше семи лет.
За умершего младенца можно подавать милостыню, особенно нуждающимся детям, многодетным, неполным и малообеспеченным семьям, оказывать помощь сиротам, детям инвалидам, больным, брошенным, находящимся в детдомах и интернатах. Не забывайте, что христианская добродетель – это тоже некоторым образом молитва. Также символической молитвенной памятью об усопшем младенце может быть приобретенная и зажженная в храме свеча, которая является образным выражением нашего пожертвования на церковные нужды.
Спасибо.