Чтение Слова Божия – лучшее лекарство от уныния и усталости
Нынешний век передовых технологий и научных открытий обеспечил человеку достаточно высокий уровень жизни. Однако истинной радости и удовлетворения – не принёс, и в этом причина разочарования, уныния и потери человеком смысла жизни. В наше время уныние поражает души многих людей, его последствия губительны. О том, что собой представляет этот духовный недуг, и как святые отцы учат его преодолевать, расскажет профессор Алексей Иванович Сидоров.
– Алексей Иванович, говорит ли Спаситель в Евангелии об унынии?
– Греческий термин ἀκηδία, «акидия», соответствующий слову «уныние», в Евангелии не встречается, хотя состояние уныния, напрямую связанное с этим термином, встречается в Евангелии: сказано, например, что ученики притомились в Гефсиманском саду.
Понятие уныния часто связано с греческим словом ἀτονία, «атония» – бессилие, тоска, усталость. Усталость ведь бывает не только физическая, но и душевная. Ну а бывает и духовная усталость, когда у человека не хватает сил на духовный подвиг.
Термин «акидия» имеет множество оттенков, поэтому понятие уныния – многоплановое, и его необходимо рассматривать в нескольких контекстах. Господь в Гефсиманском саду по Своему человеческому естеству впал в некую тоску, однако, вряд ли можно сказать, что в уныние. Но ведь это близкие, пересекающиеся понятия. Уныние после грехопадения повсюду преследует человека: допустим, умирает ли кто, здесь обязательно присутствует скорбь, как и в покаянном каноне говорится: «Како не имам плакатися, егда помышляю смерть». Другими словами, после грехопадения уныние становится константой человеческого бытия.
– Представление об унынии как одной из восьми главных страстей – о чем говорит святитель Игнатий (Брянчанинов) – было выработано уже святыми отцами?
– Святитель Игнатий подвел итог, ссылаясь на учение Евагрия, Иоанна Кассиана Римлянина и других, более ранних отцов, которые составили учение об унынии и о том, как с ним бороться. Да и не важно, сколько всего насчитывается страстей – восемь, десять или двадцать. Не в этом дело. Важно, что уныние – одна из существенных граней состояния человека после грехопадения, связанная с его смертностью.
Уныние, повторюсь, многообразно. Это не обязательно может быть страсть в душе, оно может быть следствием и внешних тяжелых обстоятельств, ведь каждый опытный подвижник проходил через горнило испытаний, которые непосредственно влекли за собой состояние уныния. Есть такое выражение: «Уныние обнаруживает истинных подвижников».
– Одним из следствий уныния некоторые считают необычайно повышенную работоспособность у человека. Как Вы можете это прокомментировать?
– Я бы не назвал это унынием. Это просто бегство от самого себя. Ведь понятие уныния всегда связано с отсутствием сил, с тем, что отцы называли «атонией». А современный мир, по большому счету, и не говорит об унынии как состоянии человека. Есть только такой термин как «депрессия». Но он больше связан с какими-то внешними факторами: неудача на работе, безответная любовь и т.д. Это понятие относится к области психологии, оно не затрагивает духовную сторону вопроса.
– Святитель Феофан Затворник учит, что «невозможно иначе изгнать дух уныния, как только поучением в Божественных словесах». Что означают эти слова, каким образом Слово Божие исцеляет человека от уныния?
– Чтобы понять то, что сказал святитель, нужно испытать это на собственном опыте. Уныние ведь часто и бесы нагоняют на человека. А чтение Священного Писания становится некой стеной, преградой от наваждений злых духов.
Помню, когда я в молодости начинал жить церковной жизнью, один батюшка мне сказал: «Читай Псалтирь». Я начал ему говорить, что не всегда понимаю церковнославянский язык, мне нужно будет сверяться с греческим текстом. А он отвечает: «Ты читай, читай: ты можешь чего-то и не понимать, но духи все понимают».
Слово Божие многие страсти исцеляет. В книге «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу» приводится пример, как один офицер исцелился от недуга пьянства, читая Евангелие. Слово Божие имеет великую силу!
Профессор Алексей Иванович Сидоров
Беседовал Андрей Головач
Сретенская Духовная Семинария
Просмотрено (264) раз