Внимание к себе | Воскресенский храм (старый) г. Вичуга

Выбрать страницу

Внимание к себе

Что значит быть внимательным к себе, и почему это так важно? Как не рассеиваться в молитве? И как в обыденной жизни сохранить чувство присутствия Божия? Отвечает протоиерей Олег Стеняев.

В Священном Писании сказано: «Вникай в себя и в учение (то есть в Писание и Предание. – прот. О.С.); занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4: 16).

Очень важные слова записал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Душа всех упражнений о Господе – внимание. Без внимания все эти упражнения бесплодны, мертвы. Желающий спастись должен так устроить себя, чтобы он мог сохранять внимание к себе не только в уединении, но и при самой рассеянности, в которую иногда против воли он вовлекается обстоятельствами. Страх Божий пусть превозможет на весах сердца все прочие ощущения, тогда удобно будет сохранять внимание к себе и в безмолвии келейном, и среди окружающего со всех сторон шума»[1]. И отец Павел Флоренский писал, что «главное место церковной разрухи – невнимание, не размышление над культом».

Действительно, мы можем быть внимательными к другим людям. Например, когда мы общаемся с очень уважаемыми, значимыми людьми, мы со всяческим вниманием вслушиваемся во все их слова. Мы можем быть внимательными к нашим родным, близким, к тем людям, которые обратились к нам за помощью. Но, увы, недостаточно внимательно человек относится к самому себе.

Прежде всего надо сконцентрировать наше внимание на тех чувствах, которые наполняют наше сердце. Святые отцы учат нас, чтобы мы погрузили свой ум в собственное сердце и, рассматривая, контролировали бы движения чувств.

Как известно, в результате грехопадения чувственный аппарат человека пострадал наиболее ужасным образом. И Христос говорил, что «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15: 19).

Блаженный Иероним Стридонский: «Из сердца, – сказал Он, – исходят злые помыслы. Душа, или начало, поступка – не в мозге, как у Платона, а, согласно Христу, – в сердце. Нужно отвергать людей, считающих, что мысли навевает диавол и что будто бы они не исходят из нашей собственной воли. Диавол может способствовать и разогревать злые помыслы, но он не может их рождать»[2].

И, к сожалению, мир чувств иногда начинает доминировать над внимательным отношением к себе, и тогда мы становимся заложниками собственных чувств: есть настроение – мы молимся, нет настроения – мы не молимся или сокращаем молитвенное правило так, что почти как бы молитвы и не было. В подобной ситуации мы должны проявить усердие. Апостол Павел видел сложность такого противоречивого внимания к себе, особенно в молитвенной жизни, и в 1-м Послании к Коринфянам он обозначает проблему словами: «Что же делать?» И, отвечая на этот вопрос, пишет: «Что же делать? Стану молиться духом (то есть сердцем. – прот. О.С.), стану молиться и умом; буду петь духом (то есть сердцем. – прот. О.С.), буду петь и умом» (1 Кор. 14: 15), – чтобы мир чувств не сделал нас заложниками всплесков нашей души.

Чувственный аппарат человека, как я уже говорил, был наиболее поврежден в результате грехопадения.

Читаем: «И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6: 5).

Преподобный Ефрем Сирин: «Помышления сердца их были зло во всякое время, потому что не временем только, но постоянно и во всякой части грешили, ни днем, ни ночью не переставали исполнять лукавое свое помышление»[3].

И человек должен всегда контролировать мир собственных чувств. Это помогает нам тогда, когда мы вникаем в себя и в Писание, то есть мы сообразуем внутреннее состояние своей души со словесами Божественного Откровения. Вот что об этом писал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Если выпадут свободные минуты в течение дня, употреби их на чтение со вниманием некоторых избранных молитв или некоторых избранных мест из Писания и ими снова подкрепи душевные силы, истощаемые деятельностью посреди суетного мира. Если же этих золотых минут не выпадает, то должно пожалеть о них как о потере сокровища. Что утрачено сегодня, не надо потерять в следующий день, потому что сердце наше удобно предается нерадению и забывчивости, от которых рождается мрачное неведение, столько гибельное в деле Божием, в деле спасения человеческого»[4].

Бывает так, что, когда человек молится, читает те или иные молитвы, например утреннее правило или вечернее, от невнимания к себе он вдруг теряет ощущение смысла этих молитвенных чтений и иногда спрашивает себя: «А кому же я молюсь? Это молитва Иисусу Христу или Божией Матери?» И человек начинает смотреть это в книге. На молитве сердечное внимание, то есть соединение ума и чувства, должно доминировать. Наши предки, когда молились по рукописным Псалтырям, Канонникам, имели перед собой текст, где не было деления на слова. И не надо думать, что это была экономия бумаги или пергамента. Нет! Дело совсем в другом. Когда в Молитвеннике текст нарезан на слова, человек может читать их, а думать о чем угодно. А если перед нами текст, написанный в соответствии с древней традицией – а так было принято и у древних греков, и у евреев, – то человек не может читать текст и думать о чем угодно: если текст сплошной, нет деления на слова – только мысль ушла в сторону, внимание ослабло, как процесс чтения сразу останавливается. И сам я пользуюсь современным изданием Киевской Псалтыри (1397 г.) – мне очень удобно, используя мудрость древних, контролировать внимательное отношение к тексту. И когда я дома читаю Евангелие, я тоже пользуюсь подобным текстом. Сейчас эти факсимиле доступны, любой человек может заказать для себя такую книгу[5].

Киевская Псалтирь 1397 г.

Вот такая практика подачи материала, его сохранения свидетельствует о более чем внимательном отношении наших предков к молитвенной жизни. Чтобы сознание и не расслаблялось, и не рассеивалось.

«Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми» (Прит. 15: 31).

Внимательно мы должны относиться и к нашим действиям дома и вне дома. К сожалению, очень часто бывает, что мы вспоминаем о том, что мы христиане, только когда мы в храме, за богослужением, когда мы все вместе поем, например, Символ веры или молитву «Отче наш». Но верующий человек призван к тому, чтобы оставаться верующим и в храме, и вне храма – дома, на работе, – чтобы везде мы жили с ощущением того, что мы живем в присутствии Бога. О древних праведниках, таких как Енох (см.: Быт. 5: 22), Ной (см.: Быт. 6: 9), Авраам (см.: Быт. 24: 40), сказано, что они ходили с Богом или пред Богом. Что значит – «ходить с Богом» или «пред Богом»? – Это жить с полным осознанием того, что ты живешь в присутствии Создателя.

Это жить с мыслью, как говорили во дни Господа Иисуса Христа, что над тобою есть Око видящее, Ухо слышащее и есть книга, в которую записываются все твои деяния.

Протоиерей Олег Стеняев
Православие.Ru


1 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Чин внимания себе для живущего посреди мира.
2 Иероним Стридонский, блаженный. Комментарии на Евангелие от Матфея.
3 Ефрем Сирин, преподобный. Толкование на Книгу Бытия.
4 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Чин внимания себе для живущего посреди мира.
5 Издательства «Актеон» и др.

Просмотрено (37) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Неделя святых жен-мироносиц


Во второе воскресенье после Пасхи вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные. Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес... далее

Скоро праздник

4 мая - Блгв. Тамары, царицы Грузинской

Время правления святой благоверной царицы Тамары был зенитом славы Грузии. Никогда ни до, ни после, Грузия не достигала такой степени внешнего могущества и внутреннего процветания. Имя святой Тамары - самое дорогое, самое сладкозвучное для слуха грузинского народа, оно сияет на небосклоне Грузинской Церкви среди имен мучеников и преподобных светом утренней звезды... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 мая — Блж. Матроны Московской далее »

3 мая — Прп. Александра Ошевенского далее »

26 апреля — Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц далее » Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

6 мая — Вмч. Георгия Победоносца далее »  Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы 2012) далее »

8 мая — Апостола и евангелиста Марка далее »

9 маяДень Победы далее » Поминовение усопших воинов