Лица без земной прописки
Богато украшен «духовный луг» Христовой Церкви. Есть на нём и особые цветы, которые не сразу заметишь, заметив – не сразу признаешь, признав – еще долго не поймешь. Юродивых и почитали, и боялись. Желали получить хоть «чуточку» от их блаженства, но страшились их беспристрастного обличения. Эти «странные» люди не давали обществу расслабиться, «будили» его: «Не время спать в житейском комфорте! Скоро за все придётся дать ответ!»
Наперекор миру
Царство Небесное – вожделенный Отчий Дом для каждого христианина. Именно к нему должны вести все земные пути. Человек, чудесным образом рождающийся после смерти, лишь в Небесном Отечестве обретает полноту своей жизни.
Господь, приоткрывая тайну Вечной жизни, говорит: В доме Отца Моего обителей много… И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я (Ин. 14: 2–3). Святитель Василий Великий так объяснял эти слова Христа: «Одних (Бог) почтит большими почестями, других меньшими, потому что звезда от звезды разнится в славе (1 Кор. 15: 41). И поскольку многи обители у Отца, то одних упокоит в состоянии более превосходном и высоком, а других в низшем». В то же время для каждого его «обитель» будет наивысшей доступной ему полнотой блаженства – в соответствии с тем, насколько он приблизился к Богу в земной жизни.
Каждому сподобившемуся войти в Жизнь Вечную уготовано особое место в Небесных Чертогах. Апостолы и пророки, святители и преподобные, мученики и исповедники…
Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1 Кор. 12: 7–11).
Особый дар Духа – подвиг «сумасшествия» во Христе.
Праведная жизнь во Христе – это всегда жизнь наперекор миру, его страстям и законам. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15: 19). Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорил: «Мир требует, чтобы все думали и хотели только так, как думает и хочет мир. Мир не терпит, мир не позволяет, чтобы кто-нибудь думал и хотел иное, чем думает и хочет мир. Мир требует, чтобы все подчинялись тому, что исповедует мир, чтобы все думали так, как думает большинство, отвергшее Христа…»
Но люди, называемые на Руси «юродивыми во Христе», сей подвиг иной, инаковой жизни возводят до предела. Возлюбив Господа, они всем своим существом стремятся следовать Тому, Который уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Фил. 2: 7–8). Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор. 1: 21).
Юродивых, прославленных в лике святых, Православная Церковь знает совсем немного. Греческая Церковь чтит всего шесть юродивых, из которых у нас наиболее известны Андрей Блаженный и Симеон Эмесский. На Руси их немногим больше. Георгий Петрович Федотов в книге «Святые древней Руси» приводит такие цифры: «По столетиям чтимые русские юродивые распределяются так: XIV век – 4; XV – 11; XVI – 14; XVII – 7».
В честь победы над нами?
Покров Божией Матери
Русский народ удивительным образом умеет сделать «своими» явления или людей, прямо его не касающихся (это лишний раз доказывает: в русской душе нет засилья национализма). Самый яркий пример тому – всенародное почитание архиепископа города Мира византийской провинции Ликия Николая, жившего в IV веке. Этот святой воспринимается едва ли не как самый «наш». И если иной богобоязненной старушке дерзнуть сказать, что Никола угодник – совсем не русский, жил он далеко и задолго до появления на свет русского народа, то, пожалуй, она даже наложит на тебя свою «епитимью».
Примером такого «освоения» является и традиция празднования Русской Православной Церковью Покрова Пресвятой Богородицы.
Событие это связано с именем особо почитаемого на Руси византийского юродивого во Христе – Андрея Блаженного. Славянин по происхождению, он жил в Х веке в Константинополе и с юных лет был рабом знатного богача Феогноста. Отрок отличался добрым нравом и прекрасной внешностью, за что снискал расположение своего хозяина и стал его первым рабом. Андрей с юных лет полюбил храм Божий и священные книги. По преданию, однажды в сонном видении блаженный увидел два войска: мужи в светлых одеждах противостояли черным и страшным бесам. Ангел Божий держал в руке чудесные венцы – не украшение земного мира, а небесное сокровище, которым Господь награждает Своих воинов, побеждающих черные полчища. «Иди на добрый подвиг, – услышал Андрей, – будь юродив ради Меня и много получишь в день Царства Моего». Так Андрей принял решение изменить свою жизнь. Он был изгнан хозяином из дома, стал ходить по улицам города в рубище, и всем казалось, что разум его помутился. Святой смиренно сносил насмешки, оскорбления и побои, претерпевал голод и жажду, стужу и зной, полученную милостыню отдавал другим нищим. За свои подвиги во имя Спасителя святой получил от Господа дар пророчества и прозорливости и даже, подобно первоверховному апостолу Павлу, был взят на третье Небо и удостоился зреть Самого Господа Иисуса Христа, ангелов и многих угодников Божиих. По преданию, святой Андрей весьма удивился, что не видит Пресвятую Деву. Он стал спрашивать, где Она, на что получил ответ: Царица Небесная спустилась в многобедственный мир, чтобы помогать людям и утешать скорбящих.
Увидеть Заступницу рода христианского Андрею еще только предстояло…
Считается, что в начале Х века, когда греческому государству угрожало окружившее Константинополь варварское племя сарацин, огромное число жителей города, возложив все свое упование на Царицу Небесную, прибегло к Ней за помощью. Во время всенощного бдения, в четвертом часу ночи, во Влахернском храме среди молящихся были Андрей юродивый и его ученик Епифаний. Эти двое подвижников и были удостоены видения: вдруг как бы раскрылся над ними свод храма, и святой Андрей увидел Пресвятую Деву, окруженную множеством ангелов и святых. Она молилась и простирала над богомольцами храма омофор. «Видишь ли ты Царицу всех?» – спросил Андрей ученика, не веря своим глазам. «Вижу, отче святый, и ужасаюсь», – ответил Епифаний.
Так православная Византия воочию убедилась в покровительстве Пречистой.
Однако существует и другая версия этих знаменательных событий. Тревогу среди жителей Константинополя мог вызвать поход на Византию… русских князей. Обеспокоенность греков была вполне понятна, ведь былые опустошительные набеги славян крепко отметились в их памяти: «щит на врата Цареграда» прибивал сам «вещий» Олег…
Так, явление Божией Матери, распростершей Свой Покров над греческим православным царством, могло быть ответом на молитвы о заступничестве от свирепых славян.
Корабли неприятеля развернулись. Город был спасен.
Немногим позже Господь отправил внуков тех, над кем Божия Матерь держала омофор во Влахернском храме, на великое и опасное делание – крещение восточных славян, тех, которые прежде виделись лишь дикарями-язычниками, а теперь призваны были стать народом Божиим и братьями во Христе. С тех пор и над православной Русью распростерся Покров Пресвятой Богородицы.
Так, событие, формально ознаменовавшее военное поражение наших предков, Русская Церковь отмечает как праздник заступничества Божией Матери, Ее защиты всех православных христиан. День Покрова Пресвятой Богородицы стал одним из самых любимых нашим народом праздников.
На Красной площади стоит-красуется собор Покрова Пресвятой Богородицы, «что на Рву», который стал одним из самых узнаваемых в мире символов России. Однако храм, основанный Иваном Грозным в честь победы над Казанским ханством и в память о Влахернском видении блаженного Андрея, в нашей стране и за ее пределами известен под именем другого блаженного, уже московского, – Василия.
Столичный «хулиган»
Василий Блаженный
Москвичи заметили, что некий городской сумасшедший, проходя мимо одних домов, бросает в них комьями грязи, приблизившись же к стенам других жилищ, встает на колени и горько плачет. Объяснить подобного рода чудачества могли лишь те, кто точно знал, что человек этот – не только не сумасшедший, а угодивший Богу праведник, принявший на себя подвиг юродства. Ведь в домах, забрасываемых грязью, жили богобоязненные люди. Под их кровом находились ангелы, а бесы, не имея возможности туда попасть, толпились снаружи. Их-то и отгонял блаженный со словами: «Отгоняю бесов, которым нет места в таком доме, исполненном святыни, чтобы и вне его не прилеплялись, и мысленно благодарю владыку дома, что не дает им у себя места». В жилищах грешников, напротив, обитала нечисть. А ангелы, не имея возможности попасть внутрь, скорбели и плакали у стен. Вместе с ними молился и плакал московский юродивый, говоря: «Дом сей изгоняет от себя блюстителей своих – ангелов святых, приставленных нам от купели, ибо не терпят они таких непотребных деяний. И поелику не обретается им места, сидят они на углах, скорбные и унылые, и я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников».
Имя блаженного – Василий – с древнегреческого переводится как «царственный». Подробности жизни московского блаженного весьма скудны. Известно, что родился он в 1460-х годах на паперти Богоявленского собора в Елохове, куда его мать Анна отправилась помолиться. Родители отдали отрока Василия на обучение сапожному мастерству. Один купец, заказывая сапоги, прибавил: «Обувка должна быть такой, чтобы не сносилась за год». Василий прослезился: «Сошьем тебе такие, что и не износишь их». На недоуменный вопрос мастера ученик объяснил, что заказчик вскоре умрет, даже не успев обуть сапоги. Через несколько дней слова эти сбылись. Так у мальчика открылся пророческий дар.
В 16-летнем возрасте Василий избрал свой путь: он бежал от мира. Но бежал он не в уединенные леса или пустыни, где удобнее совершать молитвенные подвиги. Бежал он в многолюдный град Москву. Избрав тернистый путь к Отечеству Небесному – юродство Христа ради, святой скрылся от мирской суеты в самом эпицентре этой суеты. Тем самым давая и всем нам весьма поучительный пример: место само по себе не может спасти или погубить человека. Но благочестивый человек, самой своей жизнью ведя многих ко спасению, сам освящает всякое место.
С тех пор Василий стал скитаться по городу, всегда нагой, не имея крыши над головой и постоянного пропитания. Житие повествует: «В продолжение всей своей подвижнической жизни он всегда имел пред своими глазами страшный день воздаяния Господня и не носил никакого одеяния, но пожелал быть всегда нагим, как бы уже предстоящим нелицемерному судилищу Сына Божия. Ни зимою, ни летом никогда не имел он у себя крова, ни даже какого-либо малого вертепа, то есть пещеры, но страдал от мороза и от палящего зноя».
Часто святой претерпевал побои и оскорбления. Но во всех внешне непонятных и даже хулиганских действиях блаженного открывался особый поучительный смысл. Москвичи быстро рассмотрели в Василии человека Божия, обличителя неправды.
В житии описан интересный случай: «Пришло на мысль царю соорудить себе дом на Воробьевых горах, и приступил он к строению. Пришедши однажды в день праздничный в церковь, помышлял царь о том, как бы довершить ему благолепно здание. Пришел в тот же храм и святой Василий и, утаившись от лица царского, встал в углу, взирая на царя и внутренним оком наблюдая, что совершается в мыслях его. После Божественной службы взошел царь в свои палаты и вслед за ним блаженный Василий. Державный стал вопрошать его: “Где ты был во время Литургии? ” Блаженный отвечал ему: “Там же, где и ты”. И когда царь говорил, что не видел его, блаженный опять возразил: “Я же видел тебя, и даже там, где ты истинно был: в храме или в ином месте”. “Нигде не был я, как только в храме”, – сказал царь. “Нет, – обличил блаженный тайную его мысль, – я видел тебя мысленно ходящим по Воробьевым горам и строящим дворец свой. И так ты не был во храме Господнем, а Василий там был, ибо после пения «Всякое ныне житейское отложим попечение» со святыми херувимами поклонялся он Богу, ни о чем земном не помышляя. Стоять же в храме и помышлять житейское – значит не быть в нем». Умилился царь и сказал: “Так истинно было со мною”, – и еще более стал бояться блаженного как обличителя тайных его мыслей».
Это было то уже трудно представимое ныне время, когда, во-первых, царь мог на улице встретить блаженного, а во-вторых, поговорить с ним, поняв смысл его обличений и наставлений.
Несмотря на жизнь, выходящую за пределы человеческих возможностей, полную лишений, подвигов и необычайного воздержания, блаженный Василий достиг глубокой старости. Прослышав о близком преставлении угодника Божиего, сам царь Иоанн Грозный с супругой Анастасией и детьми Иоанном и Феодором прибыли к нему за благословением. Блаженный пророчески сказал царевичу Феодору: «Всё прародителей твоих твоим будет, и будешь им наследник».
Скончался святой 2 августа 1557 года в возрасте 88 лет, 72 из которых провел в подвиге юродства.
Тело Василия Блаженного было погребено у Троицкого храма, что на Рву, где в 1554 году был построен Покровский собор в память покорения Казани.
Прославлен блаженный Василий был при царе Фёдоре Иоанновиче Поместным Церковным Собором, всего через 31 год после смерти, 2 августа 1588 года.
Над могилой святого построили церковь, которая впоследствии стала составной частью первого этажа Покровского собора, именуемого в народе с тех пор и по сей день собором Василия Блаженного.
«Любовь, как милостыню, раздала…»
Блаженная Ксения Петербургская
У второй столицы Российского государства – града святого Петра – также есть блаженный покровитель, вернее – покровительница.
История эта началась ближе к середине XVIII века как история любви. Полковник и придворный певчий Андрей Федорович Петров внезапно, без христианского покаяния, отошел ко Господу. Для его супруги, 26-летней Ксении, это был тяжелейший удар. Странное поведение молодой вдовы все родственники сперва списали именно на временное помутнение рассудка, вызванное внезапной трагедией. На похороны женщина явилась в костюме мужа и стала уверять всех, что Андрей Федорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна…
Время шло, а «больная» не приходила в себя. Более того, положение усугублялось: Ксения отзывалась только на имя почившего супруга и раздавала все свое имущество бедным. Обеспокоенные родственники обратились за помощью к начальству Андрея Федоровича. Те, вызвав вдову и побеседовав с ней, заключили, что женщина находится «в здравом уме и твердой памяти».
Для одних людей поведение Ксении было объяснимо лишь умопомрачением от горя. Для других вскоре стало очевидно: познав через смерть любимого мужа непостоянность и призрачность земного счастья, Ксения всем сердцем устремилась к Богу и только у Него искала покровительства и утешения.
Ксения всю оставшуюся жизнь скиталась среди бедняков Петербурга, облаченная в военную форму, оставшуюся от мужа. Позднее святую так и стали изображать на иконах: в красной юбке и зеленой кофте – в память о цветах офицерского мундира.
Господь однажды сказал: Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф. 8: 20). Святая, стремясь во всем подражать Христу, отказалась от всех земных благ. Когда близкие пытались снабдить ее самым необходимым для жизни, она отвечала: «Мне ничего не надо». Радуясь свободе от вещей, она часто говорила: «Вся я тут»…
Однажды рабочие, строившие новую каменную церковь на Смоленском кладбище, заметили: кто-то ночью приносит на верх воздвигаемого храма горы кирпича. Решили они выследить, кто же их смиренный благодетель. Притаившись ночью, они увидели блаженную Ксению, трудящуюся во славу Божию. Ведь именно там, на Смоленском кладбище, лежал прах ее незабвенного мужа. Любовь жены, пораженной внезапно – и, главное, без покаяния – оборванной жизнью мужа, преобразилась в пламенную любовь ко Господу, после чего возникло желание «дожить» праведно и благочестиво жизнь усопшего.
Вверх по лесам на себе кирпичи
С молитвой носила, с поклоном клала,
Новую церковь растила в ночи,
Спала по сугробам, не на печи,
Любовь, как милостыню, раздала…
(Галина Климова)
Когда идешь по Петербургу, направляясь к Смоленскому кладбищу, чтобы поклониться мощам святой, почему-то обязательно встретишь нищего, «без определенного места жительства» человека. Радостно и одновременно страшно вдруг становится. Радостно – оттого, что понимаешь: так же бродила и та, к которой держишь путь, и словно это она тебя встречает, испытывая твою любовь. А страшно – оттого, что чувствуешь: живи я несколькими столетиями раньше, могла ведь пройти мимо нее, не заметить, а еще горше – посмеяться…
Все поношения и обиды блаженная сносила безропотно. Милостыню принимала не от каждого, а лишь от добрых людей, да и то – только «царя на коне», то есть копейку с изображением Георгия Победоносца. Полученное тотчас отдавала таким же беднякам, как и сама она. Петербуржцы постепенно привыкли к странностям блаженной и полюбили ее. Они заметили: если она входила в чей-либо дом, это было добрым знаком. Матери радовались, если Ксения поцелует ребенка. Извозчики становились в очередь, желая хоть немного провезти ее, потому что после этого выручка была обеспечена на целый день. А если блаженная брала что-либо из предложенного торговцами на базарах, то весь товар продавца быстро раскупался.
Удивительно: несмотря на такую всеобщую любовь, предание не сохранило ни года, ни дня кончины блаженной. Известно лишь, что святая преставилась в конце XVIII или в самом начале XIX века. Господь еще при жизни прославил Свою избранницу даром прозрения сердец и будущего.
Однажды зашла Ксения к Параскеве Антоновой, которой когда-то подарила свой дом, и говорит: «Ты вот тут сидишь, чулки штопаешь, а там, у Смоленского кладбища, тебе Бог ребенка послал! Беги скорее!» Параскева всю жизнь страдала от своего одиночества, поэтому, услышав слова блаженной, тут же побежала к указанному месту. Приближаясь к кладбищу, она увидела, что извозчик сбил беременную женщину, та разродилась и сразу скончалась. Младенец оказался на руках у Параскевы. За ним-то, по слову Ксении, она и бежала. Отца и родных искали, но не нашли. Так Параскева обрела сына.
По смерти блаженной Ксении чудеса, совершаемые у ее могилы, непрестанно множились.
После длительного народного почитания блаженная Ксения Петербургская на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1988 года была причислена к лику святых. Мощи блаженной находятся в родном ей Петербурге, в часовне на Смоленском кладбище, земля которого, верно, еще помнит следы ее босых ног.
***
Юродствовали и до пришествия Христа. К этому средству «пробуждения людей ото сна» часто прибегали еще древнегреческие философы.
Диоген жил в глиняной бочке, среди бела дня бродил с фонарем по людным местам, возглашая: «Ищу Человека». На слова Александра Македонского: «Проси у меня чего хочешь», – Диоген ответил: «Отойди! Ты заслоняешь мне солнце».
Антисфен посоветовал афинянам принять постановление: «Считать ослов конями». Когда это сочли нелепостью, он заметил: «Ведь вы простым голосованием делаете из невежественных людей – полководцев». А когда его однажды хвалили дурные люди, он сказал: «Боюсь, не сделал ли я чего дурного?»
История знает «сумасшествие» разной природы: это и попросту болезнь, требующая квалифицированной помощи, и шутовство, прикрываемое юродством в стремлении угодить хозяину, и авантюризм, ничем не гнушающийся в достижении целей.
И лишь Христа ради юродивые призваны Самим Господом во свидетельство: Царство Божие не от мира сего (ср.: Ин. 18: 36). Заповеди блаженства, данные Сыном Божиим, гласят: путь спасения принципиально не похож на законы существования в мире.
Апостол Павел от имени всех христиан произносит: мы безумны Христа ради (1 Кор. 4: 10). Наша задача – сделать эти слова существом своей жизни. В той мере, в какой даст нам Святой Дух.
Людмила Кириллова
Православие.Ru
Просмотрено (96) раз