Выбрать страницу

По какому признаку можно отличить верующего человека от неверующего

– Отче, мы все погрязли в осуждении… Что это за напасть?

– В «Лествице» прп. Иоанн Синайский отожествляет осуждение с клеветой и практически ставит знак равенства между ними.

– Почему так?

– Есть такое выражение: «Каждый судит в меру своей испорченности». Когда мы даем оценку другому человеку, наше мнение, как правило, субъективно, потому что мы смотрим на ситуацию сквозь призму своих страстей. Мы вроде бы с «благими намерениями» осуждаем, но на самом деле клевещем. Преподобный советует стараться не отвлекаться на недостатки других людей, а больше себе внимать.

В целом, если человек ведет правильную духовную жизнь, ему некогда заниматься грехами других людей, потому что у него самого работы непочатый край и нет времени и сил анализировать недостатки других.

Когда человек не занят внутренним деланием, он замечает: Иван такой-то, Мария такая-то… Он всю свою энергию тратит на то, чтобы других пересуживать.

– Получается, что осуждение – это показатель, верующий ли человек на самом деле или только номинально…

– Действительно, именно наше отношение к другим людям выдает то, насколько мы верующие. Люди крепкой веры более склонны себя осуждать, потому что они все время заботятся о том, чтобы достойно предстать перед Богом, а если вера слабая, то они не себя, а других осуждают.
К примеру, в теленовостях наблюдается сплошное осуждение: все плохие и все плохо.

Неосуждение других не означает, что мы, христиане, елейные и никак не должны реагировать на происходящее вокруг нас зло. Следует лишь осознавать, что зло начинается в душе каждого из нас. Побеждая в себе даже самую маленькую страсть, мы наносим сокрушительный удар по мировому злу. Вот почему прп. Серафим учит: «Стяжи дух мирен, и возле тебя спасутся тысячи».

Если один человек падает в грех, тогда и другие люди, которые слабее его, опускаются еще ниже, а когда он поднимается, то и окружающие тянутся за ним. Никого не осуждать научиться непросто. Этому можно научиться лишь по мере видения каждым человеком своих грехов.

– Золотое правило «Не судите, да не судимы будете».

– Вот именно! Интересный факт: в русском языке клевета и ложь – синонимы. А в «Лествице» прп. Иоанна эти понятия различаются. Клевету преподобный отожествляет с осуждением, а ложь – это сознательное желание причинить вред и боль другому человеку. Если клевета и осуждение несут отпечаток неосознанного действия, человек при этом руководствуется «благими намерениями», то ложь – это крайняя степень нечестия, когда люди лгут осознанно.

К сожалению, если посмотреть на мир глазами монаха, беспристрастно, то кругом сплошная ложь. Осознанная или неосознанная. Из нее, конечно же, хочется вырваться.

Преподобные старцы говорят: если у вас хватает сил исполнять заповеди Божии в миру, среди всей его неправды – живите в миру, а если нет – уходите в монастырь.

Исходя из собственного опыта, скажу: монашество – это желание вырваться из плена лжи.

Архимандрит Маркелл (Павук)
Беседовала Наталья Горошкова
Православная Жизнь

Просмотрено (138) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

27 ноября - Апостола Филиппа

Апостол Филипп - один из 12-ти апостолов. Был третьим из апостолов, призванным Иисусом Христом (по Евангелию от Иоанна). За проповедническую деятельность апостол Филипп был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии... далее

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского

Святитель Григорий Палама — архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма, часто именуется отцом (особенно в греческих церквах) и учителем Церкви... далее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »