Почему во время Литургии архиерея облачают на середине храма? | Воскресенский храм (старый) г. Вичуга

Выбрать страницу

Почему во время Литургии архиерея облачают на середине храма?

Епископ (архиерей) – это высший священнический чин в Православной Церкви. Тому свидетельство значение греческих слов «епископ» и «архиерей». Слово «епископ» в переводе на русский язык обозначает «видящий сверху» или «надзиратель, надзирающий». А «архиерей» – соответственно «начальствующий над иереями (священниками)».

Мне думается, нужно нам прояснить еще один момент. По степени священства все епископы равны между собою. Хоть некоторые из них по сроку службы или по важности занимаемой ими кафедры (Предстоятель Церкви, столица, крупный город) или в силу заслуг перед Матерью-Церковью и перед православным народом могут называться архиепископами, митрополитами, патриархами. Но внутри епископского сана – это первенство чести, но не первенство власти. Качественно в богослужебном, духовном, священническом смысле все епископы равны между собою. А уже низшие клирики – иереи и диаконы – в иерархическом смысле подчинены епископам. Последние же представляют собой высший священнический чин.

Епископы – это непосредственные преемники апостолов. Они имеют полноту благодати Божией совершать все семь Таинств Православной Церкви. Например – Таинство Священства. Иерей же его совершать не может. Также епископы имеют право освящать миро и антиминсы, чего тоже священнику не положено. В принципе, в идеале именно епископ освящает новопостроенный храм. Святыми апостолами, а через них Господом нашим Иисусом Христом епископам даруется особая благодать по управлению Церковью. Потому они часто называются владыками.

С точки зрения богословской науки экклесиологии (науки о Церкви), собрание верующих и священнослужителей во главе с епископом – Правящим Архиереем – уже является в духовном отношении Церковью.

В литургийном богослужебном смысле архиерей – символический представитель Господа нашего Иисуса Христа в собрании верующих. Особенно хорошо, мне кажется, значение епископского служения подчеркивает молитва на облачение архиерейского омофора, представляющего собой широкую длинную полосу плотной материи с изображениями крестов, которая надевается епископу на плечи. Молитва эта звучит так: «На рамех (плечах), Христе, заблудшее взяв естество, вознеси еси, Богу и Отцу привел еси, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Это молитвословие говорит нам о том, что омофор здесь символ овцы – заблудшего человечества, которое Христос взял к Себе на плечи и внес в Царствие Небесное. Как видим, архиерей в Церкви является образом Христа Спасителя. Тому подтверждение и такие детали богослужебного епископского облачения, как архиерейский жезл (символ власти) и орлец, представляющий собой круглый коврик с изображением орла, парящего над городом, что также обозначает духовную власть епископа над вверенной ему паствой и заботу о ней. Во время богослужения архиерей становится на орлецы. Епископскую власть символизирует и архиерейский амвон – возвышение на средине храма.

Потому, конечно же, архиерейское богослужение отличается особенной торжественностью. Епископа встречают на пороге храма. А по древней русской традиции на пороге архиерейского дома путь его к церкви часто устилается цветами, коврами. В это время звонят в колокола. Священники и народ выстраиваются и приветствуют своего Архипастыря.
Вследствие этого многие богослужебные действия, как то облачение епископа, умовение рук и другие, происходят на виду у молящихся. Это обозначает, что если архиерей как преемник Спасителя и наследник апостолов находится с нами, то и сам Христос пребывает среди нас.

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (104) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
29 апреля — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Пасха. Светлое Христово Воскресение

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». далее

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

22 апреля - празднование Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы).
История этой иконы удивительна с самого начала ее создания. Еще при своей земной жизни дева Мария благословила святого апостола Луку написать ее изображение. Когда же великий евангелист представил Богородице созданную им икону, Пресвятая сказала, что отныне Благодать и сила Господа будут с этим образом... дальше

Радоница

29 апреля - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 27 апреля. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

20 апреляСветлое Христово Воскресение. Пасха далее »

21 апреляСветлая седмица — сплошная далее » Понедельник Светлой седмицы.

22 апреля — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

25 апреля — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

26 апреля — Суббота Светлой седмицы. Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

27 апреля — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее » Иконы Божией Матери Виленской - Остробрамской далее »