Выбрать страницу

Суеверия на Троицу: чему мы поклоняемся?

Митрополит Антоний (Паканич) – о сути христианского праздника и бессмысленности языческих обрядов.

– С Праздником Троицы связано много суеверий. Например, ветки березы и полевые цветы, побывавшие на Троицу в церкви, засушивают и хранят за иконами для разных надобностей. Эти обряды связаны с христианской культурой? Итегрированы в нее?

– При желании любой обряд можно интегрировать в любую культуру. Важно другое – спасительно ли это. И если Троицкие ветви и цветы хранятся как обереги, как объекты для совершения языческих ритуалов, направленных на улучшение земной жизни безо всякого духовного совершенствования, то это действительно суть только суеверия, граничащие с магией. Совсем иное – если эти ветви, как и вербные, хранятся как вещественное напоминание о великих Господских праздниках – ступенях к нашему спасению.

– Зачем на праздник Пятидесятницы храм украшается зеленью и цветами, а священники облачаются в зеленые ризы?

– В Церкви все устроено для нашего спасения и соответственно – для нашего же назидания и научения вере и нравственности. Точно так же цвет богослужебных облачений раскрывает особые стороны нашей веры и упования. Зелень, украшающая в день Святой Троицы храмы, зеленые облачения священнослужителей – все говорит о том, что в этот день исполнилось вековое чаяние человечества, жаждавшего обновления человеческой жизни через участие в ней Творца (Амос. 8:11). Теперь Дух Святой, оживотворявший все творение Божие в самом начале (Быт. 1:2), оживотворяет зерно апостольской проповеди, произращая Царство Небесное и во всем христианском мире (Мф. 13:31), и в каждом из нас (Лк. 17:21).

– На Троицу совершается особый обряд поминовения умерших. Почему именно в этот день?

– День Святой Троицы завершает круг праздников и постов, связанных с Пасхой. Этот круг, от Недели мытаря и фарисея до Недели всех святых, не просто показывает нам историю нашего спасения, но и включает нас в эту историю посредством Святой Церкви. В день Святой Троицы мы вспоминаем, что в Церкви Христовой живет Святой Дух, освящающий нас, и силой этого Духа то, что Церковью будет связано на земле, будет связано на небе (Мф. 18:18). То есть Церковь может, вопреки земному рассуждению, влиять и на потустороннюю участь человека. Потому и в самый день Троицы, и накануне, в субботу, мы совершаем особые молитвы о всех умерших, наипаче же о тех, кто – по земному рассуждению – своей жизнью лишил себя возможности оправдания на Страшном суде.

– Отчего люди так держатся за язычество, за суеверия – в современном, информационно продвинутом мире? Ведь сегодня можно все узнать, перепроверить и не быть дремучим…

– Распространенность язычества и суеверий никак не связана с наличием либо отсутствием информации или даже наук и технологий – примером может быть вполне языческая Япония. Язычество и суеверия – явления религиозного, духовного порядка, и потому их распространенность имеет духовные, а не материальные причины.

Язычество, то есть вера «языков», что по-славянски означает народов, появилось в результате забвения древними народами изначального Откровения Божия. Этими народами было утеряно понимание того, что наш вечный дом – на Небе, а люди были созданы, чтобы его наследовать. Взамен этого земля – место изгнания человечества (Быт. 3:23) – стала рассматриваться не как место испытания и исправления, но как подлинный дом, а временная земная жизнь – как единственно важная. И все, чем обладало человечество, в том числе и религиозные традиции, было подчинено задаче улучшения этой земной жизни.

Поврежденное первородным грехом человечество всегда удобопреклонно и к язычеству вообще, и к суевериям, частному проявлению язычества. Ведь они обещают улучшить земную жизнь человечества – здесь и сейчас, без необходимости исправления самого человека. Потому рецидивы язычества могли случаться и внутри ветхозаветной общины спасения: к примеру, культ Северного царства, при декларировании веры в Единого Бога, был вполне языческим (1 Цар. 12:32). Точно так же от язычника мало отличается и тот христианин, для которого Церковь важна только в земных нуждах. Устроив праздник из крещения собственного ребенка, он не будет приучать его христианской вере и жизни; церковный праздник для него не еще одна возможность соединиться с Богом в Его Святых Тайнах, но лишь повод для застолья; святые его интересуют не как образцы для подражания, но как исполнители его приземленных желаний.

Даже утратив близкого человека, такой тайный язычник будет заботиться о том, как бы соблюсти все связанные с погребением обряды и даже суеверия, забывая о том единственном, что действительно нужно усопшему – об искренней молитве его близких, усиленной исправлением их жизни.

Митрополит Антоний (Паканич)
Православная Жизнь

Просмотрено (171) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

27 сентября - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (Строгий пост)

Воздвижение Креста Господня - есть прославление Креста Христова. Принадлежит к числу двунадесятых праздников. Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы — места Распятия Иисуса Христа... Царица Елена решила найти крест, на котором распяли Спасителя. Во время поисков обнаружили три креста и табличку «Иисус Назорей, Царь Иудейский». К крестам приложили больных, и те исцелились от прикосновения к третьему кресту... далее Преставление Иоанна Златоуста

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из трех Вселенских святителей, родился в Антиохии (современная Сирия) около 347 года, в семье военачальника. Среди его экзегетических творений – толкования на целые книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты святой Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников)... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 сентябряПамять обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) далее »

27 сентябряВоздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (Строгий пост) далее » Преставление Иоанна Златоуста далее »

29 сентября — Мц. Людмилы, кн. Чешской далее » Иконы Божией Матери "Призри на смирение" далее »

30 сентября — Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии далее »

1 октября — Иконы Божией Матери «Целительница» далее »