Зачем Церкви деньги?
«Без Церкви нет спасения» – эта святоотеческая мысль становится центральным стержнем православного учения о Церкви. Но Церковь, будучи святой в силу освящающей силы Ее Главы – Христа, в то же время состоит из людей, каждый из которых не является Ангелом, не спустился с неба, но вырос на нашей земле, учился в нашей школе, покупает продукты в наших магазинах и передвигается в нашем общественном транспорте. И очень часто по поведению такого человека, будь он высокопоставленным служителем Церкви или не совсем усердным прихожанином, внешние люди начинают судить о Самой Церкви, перенося недостатки, реальные или мнимые, существующие или несуществующие, на Саму Церковь, обвиняя Ее и в конечном счете Самого Христа – Главу Церкви. Поступая таким образом, многие совершают весьма распространенную логическую ошибку, считая частное законом общего, определяя истинность учения поведением привратников, стоящих у его дверей.
Более того, очень часто все обвинения, выдвигаемые в качестве претензий к Церкви, при более подробном рассмотрении оказываются не вполне соответствующими действительности, а иногда и откровенной провокацией и ложью. И сегодняшний наш разговор хотелось бы посвятить весьма неприятной теме, вызывающей определенный нездоровый интерес и множество кривотолков, – теме денег Церкви.
Мы прекрасно осознаем ее неблагодатность и неблагодарность, но хотелось бы не оправдываться, а попытаться ответить на вопросы, которые наверняка задавали себе многие, переступающие церковный порог – почему в Церкви все не бесплатно, для чего Церкви нужны деньги и откуда берутся в Церкви деньги.
Итак, Церковь, как любая другая организация, нуждается в деньгах для совершения собственной миссии. Даже во времена первохристианской общины, когда Церковь составляли всего несколько десятков человек, следовавших за Христом по городам и селениям Палестины, уже существовал особый ящичек для пожертвований. Священное Писание недвусмысленно указывает на то, что Христос и Его ученики принимали добровольную материальную помощь от желающих таковую оказать. Апостол Павел, оправдывая сборы милостыни в пользу христианской общины Иерусалима, обращаясь к первенствующим христианам, удивляется недовольством, что он, сея духовное, пожинал телесное.
Действительно, для осуществления своей миссии Церковь нуждается в материальных средствах, и эти средства составляются из добровольных пожертвований верующих. К сожалению, лишь немногая часть людей, позиционирующих себя как православных верующих, говорящих о том, что они православные, регулярно еженедельно посещает храм. Многие приходят лишь от случая к случаю, и иногда таких людей несколько удивляет, что им предлагают внести некоторую сумму – ведь они пришли к Богу, а Он в деньгах не нуждается.
Но, приходя к Господу, мы приходим в храм, и каждому хочется, чтобы храм был уютным, опрятным, благолепным. На содержание церкви уходят весьма значительные суммы. Конечно же, никому бы не было приятно зайти в неубранное помещение. Но чтобы храм регулярно убирался, необходимо найти человека, согласившегося заниматься этим, и оплатить его труд. Подобное можно сказать и о труде дежурящих в храме и ежедневно его открывающих, о сторожах и дворниках.
Более того, храмы не возникают из воздуха, их необходимо строить и поддерживать в нормальном состоянии, то есть делать ремонты, на которые, как прекрасно знает каждый, приходится тратить весьма немалые средства.
Отдельно приходится говорить о хорах. Все мы, приходя в церковь с просьбой о совершении Таинства Венчания, Крещения или молебна наверняка будем просить, чтобы звучало церковное пение. Но мало кто знает, что хорошее пение и хороший хор требует немало трудов. Люди, для того чтобы в удобное для прихожан время прийти в храм и пропеть то или иное богослужебное последование, должны быть свободны от другой работы. К тому же им надо кормить собственные семьи. Следовательно, тот храм, в котором они поют, должен оплатить их труд, поддержать их материально, иначе они вынуждены будут искать средства.
К сожалению, большинство наших постоянных прихожан является небогатыми людьми. И потому в храме вынуждены обращаться за помощью к тем, кто заходит в него лишь изредка, ради совершения какой либо требы – крещения, венчания, погребения и так далее.
Но храм – это не фирма духовных услуг и не рынок, на котором торгуют благодатью. Деньги, которые верующие приносят в храм, – необязательная мзда, не плата за благодать. Это именно пожертвование на содержание храма, и доказательством служит то, что самое главное Таинство Церкви – Таинство Причащения – во всех храмах, всегда и везде совершается бесплатно. Более того, если у вас нет возможности внести ту или иную сумму за совершения последования, то необходимо обратиться к священнику, и, я уверен, никакой священнослужитель не откажет вам в молитве или священнодействии.
Все деньги, появляющиеся в храме и направляемые на его содержание, – это добровольные пожертвования верующих христиан. Важно подчеркнуть принципиально значимый момент: человек несет в Церковь деньги только в том случае, если он считает это необходимым. Речь идет именно о добровольных пожертвованиях, а не обязательной десятине, как в некоторых западноевропейских государствах. Ведь если человек не верит в Бога, не разделяет основных догматов православного вероучения, не считает для себя обязательным принадлежать к Церкви, тогда ему не нужны и совершения обрядов и Таинств церковных, он никогда не обратиться в храм с просьбой о венчании или погребении по православному обряду. Но если человек хочет, чтобы над ним совершили Таинство Крещения, венчание или какое-либо священнодействие, значит он считает себя православным, членом церковной общины, на плечи которой ложится, между прочим, и обязанность заботиться о храме – месте, где собирается церковная община и где проводятся богослужения.
Протоиерей Андрей Николаиди
Православная жизнь
Просмотрено (70) раз