Почему нужно обязательно радоваться за других
Самым великим талантом на свете является любовь. Если потерять этот дар, то все остальные способности, какими бы они ни были, ничего не стоят. Ведь ты не отдаешь людям себя. Не делаешь того, что сделал Господь, отдавший Себя миру.
Таланты друзей – мои тоже
«Пребудьте во Мне, и Я в вас», – говорит Христос (Ин. 15:4). Соединитесь со Мной, и Я буду пребывать с вами. Все вы соединены друг с другом.
Если мы поймем это, то увидим, как это прекрасно. И тогда я преисполнюсь великой радости, потому что буду воспринимать твой талант как свой. У меня множество талантливых друзей, и все их таланты – и мои тоже. Так же, как и то немногое, чем обладаю я, принадлежит им. Получается, все мы очень богаты, потому что мы – одна компания, одна большая семья, в которой один становится богаче благодаря талантам другого.
И если радоваться талантам друг друга, то поводов для радости будет масса – каждый день. Можем ли мы так поступать начиная уже с сегодняшнего дня? Только представь, сколько талантов у всех твоих друзей и какое удовольствие они от этого получают! Вот и радуйся вместе с ними! Неважно, что у тебя нет тех способностей, тех даров, которыми обладают они. Ведь они делятся своими талантами и дарованиями.
Один человек сказал мне:
– У меня нет своих детей, но я радуюсь вместе с теми, у кого они есть, так, как если бы и у меня был ребенок.
Я подумал тогда: «Вряд ли это на самом деле так, своих-то детей у тебя нет…» Но собеседник сказал, будто читая мои мысли:
– Нет, мне действительно радостно – потому что если любить ближнего с радостью, от всего сердца, то нет ни зависти, ни обиды – ничего! Я радуюсь вместе с ними!
Твой друг женится – и его радость становится и твоей радостью. Знакомый паренек успешно заканчивает школу – и ты радуешься вместе с ним. Да, успешное завершение учебы – это его заслуга, но если я ощущаю себя и его как одно целое, то его радость становится и моей радостью. И знаете, сколько раз в день можно так радоваться? Очень много.
Просто подумайте обо всех счастливых людях, которые радуются в настоящий момент. Например, сегодня, сейчас, пока мы разговариваем, кто-то знакомится со своей будущей «половинкой». А кто-то успешно сдал трудный экзамен. А если вы будете воспринимать свой дар, свой талант как и мой немножко, то с легкостью скажете:
– Я защитил диплом, потому что мой духовник, мои родители и друзья молились за меня!
И все мы почувствуем себя в соединении друг с другом.
Не для себя
Помните фарисея, который молился в Храме (Лк. 18)? Он думал совсем иначе. Все хорошие поступки, которые ему доводилось совершать – пост, молитву, милостыню, посещение Храма – он приписывал исключительно себе. И потому всё это не доставляло ему радости. Его сердце не смягчалось, не таяло от благодарности. Хотя этот человек мог бы просто сказать:
– Господи, как же много всего Ты дал мне!
И благодарность изменила бы его душу.
А мытарь, стоявший поодаль, взывал: «Господи, помилуй меня, грешного!»
Однажды я подумал, что бы сказал мытарю фарисей, если бы услышал его слова? Вернее, что мог бы сказать? Мне кажется, его слова должны были быть такими:
– Не печалься, мытарь! Да, ты многого лишен, но то, чем обладаю я, – для тебя. Ты не постишься? Я пощусь за тебя. Ты не считаешься хорошим человеком? Если во мне есть что-то хорошее, оно – для тебя! Я буду ходатайствовать за тебя перед Богом, вот увидишь!
Помню, как русский старец Парфений (я прочел о нём в одной тоненькой книжке, которая так и называется – «Старец Парфений») спросил Пресвятую Богородицу:
– Пресвятая Богородица, что означает мое призвание монаха?
И во время молитвы он услышал от Богородицы ответ. Она сказала ему:
– Монашеская схима, полученная тобой, означает, что теперь ты должен стать святым ради целого мира.
Иными словами, ты получаешь дар и принимаешь его с благодарностью – за весь мир. Понимаете? Пресвятая Богородица Своим ответом уберегла святого от возможных помыслов, которые могли бы способствовать появлению гордыни. Старец Парфений должен был стать святым не для себя, а для всего мира.
Самый великий талант
Самым великим талантом на свете является любовь. Если потерять этот дар, то все остальные способности, какими бы они ни были, ничего не стоят. Ведь ты не отдаешь людям себя. Не делаешь того, что сделал Господь, отдавший Себя миру. Он не пожалел Своего Сына – Лучшее, что у Него было, – чтобы подарить нам Свою любовь. Он попустил Своему Сыну стать Человеком. То есть Он захотел стать Человеком по великой любви ко всем нам, и теперь говорит:
– У Меня нет ничего, чем бы Я не поделился с вами. Вот, я отдаю вам всё, и хочу, чтобы вы также отдавали Мне всё – и тогда мы станем едины.
В отличие от жестокосердого фарисея, мытарь весьма симпатичен нам. Его так и называют – «добрый мытарь», «смиренный мытарь». Так же, как и благоразумный разбойник, который открыл свое сердце Господу на кресте, говоря:
– Боже мой, сжалься надо мной! Я – грешник, у меня нет ни капли доброты, и я не притворяюсь святым и хорошим. Я прошу только Твоего прощения!
Знаете, почему он так поступил? Почему его душа так переменилась в одно мгновение? Он почувствовал любовь Божию. Он почувствовал, как любит его Господь, и потому не побоялся так внезапно измениться. Да, для того, чтобы в сердце произошли такие перемены, для того, чтобы так внезапно и искренне покаяться во всём содеянном, – в первую очередь, нужно не бояться. Ведь человек, который боится, что за малейшую провинность ему дадут тапком по голове (а то и камнем), просто не в состоянии покаяться. Его спрашивают:
– Ты хочешь в чём-то признаться?
А он отвечает:
– Нет-нет, у меня всё хорошо!
– Точно? Ты ничего не хочешь мне сказать?
– Нет-нет!
Значит, этот человек пока не обладает бесстрашием, дерзновением перед Богом и Его любовью. Ведь в первую очередь нужно понять, что Господь нас очень любит. Да, можете со мной не соглашаться, ведь я, священник, не показываю вам такой любви. Я очень рад, что вы это понимаете – ведь и правда, мы, священники, находящиеся в непосредственной близости от Бога, могли бы так делать. Могли бы давать людям возможность почувствовать то, что испытал мытарь перед Лицом Господа. Каким образом? Делать так, чтобы вы не боялись каяться. Чтобы вы знали: если открыться священнику, рассказать ему о своих грехах – в ответ вам распахнут объятия.
Объятия, тепло, прощение
Вот приходишь ты на исповедь и говоришь:
– Я вор, пьяница, прелюбодей, блудник; я курю, ругаюсь, хулю, развратничаю, осуждаю, завидую!
Ты говоришь всё это, а затем чувствуешь, как тебя обнимают, и душа наполняется удивительным теплом и светом.
Не лязгают тюремные ключи; нет ни зарешеченных окон, ни плетей, ни электрического стула, ни судьи с колокольчиком. Только объятия, тепло, прощение. Человеколюбие. Необходимо почувствовать любовь Божию. А нам, священникам, необходимо научиться показывать эту любовь. И родители, которые также являются священнослужителями в своей семье – «малой Церкви», – должны показывать детям Божественный Лик, Который есть бесконечные объятия, прощение, безопасность и – принятие.
Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевод Елизаветы Терентьевой для портала «Православие и мир»
Просмотрено (59) раз