Выбрать страницу

Подвиг мученичества на примере жития святых Адриана и Наталии. Как понять их любовь и приблизиться к ней?

Мучч. Адриан и Наталия. Из росписей Софии Киевской. XI век8 сентября Православная Церковь празднует день памяти святых мучеников супругов Адриана и Наталии. Чем примечательно их житие? Чему мы можем поучиться у этих великих и святых мучеников древности?

Одна женщина, читая житие вышеупомянутых святых, задумалась, повернулась ко мне и спросила: «А будут ли нам, современным людям, понятны их поступки? Они очень необычны. Способны ли будем мы на подобное? Мне кажется, сейчас таких людей нет…»

Сегодня мы молимся перед иконами святых великомучеников и мучеников Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Адриана и Наталии, Екатерины и Варвары, Севастийских мучеников, Пантелеимона Целителя и многих иных. Для нас – это великие святые, небожители, Ангелы во плоти.

Но задумываемся ли мы о том, что это были такие же люди, как и мы, пытаемся ли мы вникнуть в их поступки, понять их логику, психологию и необычайную веру в Бога? Пытаемся ли мы хоть на йоту приблизиться к ним?

Так, например, святому Геогию Победоносцу на момент казни было около 23 лет. Великомученику Димитрию Солунскому – около 20. Святому мученику Адриану – 28 лет. До казни они с Наталией состояли в браке всего год.

При всем при том, что и Георгий, и Димитрий, и Адриан с Наталией были из богатых знатных родов, облеченных властью. Вышеупомянутые святые занимали очень высокие управленческие должности. Адриан был начальником судебной палаты, Димитрий – воеводой (на современном языке губернатором) Фессалоникийской области в Греции, Георгий –тысяченачальником (полковником или генералом на современном языке) в римской армии.
Что же заставило этих молодых цветущих, живущих полноценной, яркой и богатой жизнью людей отречься от всего, раздать имение и последовать за Господом нашим Иисусом Христом на страшные мучения и лютую смерть?

Попытаемся разобраться в этом с Божьей помощью на примере святых мучеников Адриана и Наталии.

Римская империя I–IV веков по Рождестве Христовом переживала глубокий религиозный кризис. Да, было процветание материальное, военные завоевания, активная торговля, развитие науки, искусства и ремесел. На тот момент в империи существовало множество религий, как собственно эллинских культов, так и привнесенных – восточных и египетских. Но люди не могли отыскать в них живого Бога – все только мертвые истуканы. Как говорил своему мучителю императору Максимиану святой Адриан: «Безумец… заблуждаясь сам, зачем же ты и других вводишь в заблуждение? Ты ведь не только себя самого подвергаешь погибели, но и весь народ, который слушает тебя, увлекаешь в ту же погибель, советуя и принуждая поклоняться бездушным истуканам, оставив истинного Бога, Творца неба и земли!.. Они (идолы. – Прим. авт.) – ничто».

Духовный кризис приводил либо к унынию, отчаянию и самоубийствам (в тогдашний период существования Рима процент их был очень высок), либо в крайний гедонизм и разврат. О том свидетельствует святой первоверховный апостол Павел в своем Послании к римлянам (см. 1:21–32). Люди искали общения с живым Богом, душа человеческая жаждала отыскать путь к Нему. И потому христианство, несмотря на все усилия иудеев и римскую власть, так быстро распространялось по империи. Оно стало тем духовным бальзамом, которым была исцелена страждущая человеческая душа. Мы, рожденные в Православии и воспитанные в Нем, мне кажется, часто не понимаем, какой дар получили по вере наших предков. Христиане же первых веков, принужденные скрываться в катакомбах, общаться шифрами и совершать богослужения глубокой ночью из-за угрозы смертной казни, вполне осознавали этот бесценный дар от Христа и дорожили им более всего.

Вот, на мой взгляд, чему мы, современные христиане, должны у них поучиться. Для нас Православие, что называется, «разлито в воздухе». Вернее, оно и есть воздухом, без которого невозможно представить развитие культуры, этики, экономики, политики. Мы живем внутри Православия, хотим мы того или нет, так как вся восточнославянская и западноевропейская культура тысячелетиями строилась на фундаменте Христовой веры, и, если изъять христианство из европейской культуры, то, мне кажется, рухнет и весь этнический менталитет европейца, а за ним и цивилизация. Потому мы привыкли к христианству, как к хлебу – чему-то, что всегда есть у нас. С одной стороны, это хорошо, но с другой – мы должны сквозь эту привычку видеть и важность Православия, живоносность для нас.

И в этом нам может помочь вдумчивый разбор жития святых мучеников Адриана и Наталии. Римские парень и девушка начала IV столетия из богатых патрицианских семей города Никомедии – столицы провинции Вифиния (ныне город Измир, Турция) женятся. Возможно, по законам того времени родители устраивают их брак, которому, по всем земным предпосылкам, должны были сопутствовать благоденствие и материальное процветание. Семья богатая. Адриан занимает высокую должность начальника судебной палаты. Он – из языческой семьи, и мало того – возможно, в его роду были гонители христиан. Так как его жена святая Наталия о нем говорила: «Может ли быть принесена чистая жертва Богу от потомка мучителя?» Сама же Наталия происходила из христианской семьи. На момент брака с Адрианом она, как повествует ее житие, была тайной христианкой.

Святые супруги жили в великое и непростое время: на стыке двух эпох – языческой и христианской. Правивший тогда император Диоклетиан в последние годы правления вместе со своими соправителями (в частности Максимианом) решили реставрировать римское язычество. Диоклетиан был талантливым политиком и руководителем страны. Если так можно выразиться, он был влюблен в Римскую империю. Как умный управленец, он понимал, что сердце народа – в его религии. А так как римское язычество было не только религиозной, но и государственной идеей с культом верховного божества Августа-императора, то, по мысли Диоклетиана и его сторонников, оно как нельзя лучше подходило для укрепления Римской империи. Диоклетиан сделал неверный выбор, он возродил древний закон о смерти человека, который не принесет жертву языческим богам. Гонение началось зимой 297 года, когда Диоклетиан и Максимиан отправились в сирийскую Антиохию. До этого у императоров был неудачный поход в Персию. В Антиохии Диоклетиан и Максимиан приняли участие в языческих жертвоприношениях и гаданиях. Жрецы-гаруспики (с латинского языка «наблюдаю кишки», гадатели по внутренностям животных) обвинили в неудаче христиан. Позже оракул Аполлона из города Дидим сказал о том, что следует устроить всеобщее преследование христиан. Так началось великое гонение, в результате которого за тринадцать лет погибли тысячи христиан по всей империи (большинство – в восточной ее части). Волна убийств и разорений докатилась и до Никомидии (в другой трактовке Никомедии). 23 февраля 303 года был сожжен в городе христианский храм и убиты сотни верующих.

В одной из пещер близ города Никомедии укрывались 23 христианина. В результате доноса они были обнаружены и приведены в судебную палату к Адриану. И здесь случается чудо.

Адриан наблюдал великое мужество христианских святых. Он слушал их речи. И его душа воспламенилась Божественной любовью. Он спросил мучеников:

– Заклинаю вас Богом вашим, Коего ради вы так страдаете; скажите мне по совести, какую награду ожидаете вы от Бога вашего за такие мучения? Думаю я, что вы надеетесь получить от Него нечто великое и чудное.

Святые мученики отвечали ему:

– Мы своими устами не можем выразить тебе, и ты слухом своим не можешь вместить, ни умом постигнуть тех радостей и преславных почестей, которые мы ожидаем получить от Владыки нашего, Праведного Воздаятеля… Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9).

Услыхав такие слова, Адриан вышел на середину и сказал писцам, записывавшим имена мучеников:

– Запишите и мое имя с этими святыми, так как и я – христианин. И вместе с ними умру за Христа Бога!

Что заставило его сделать такой поступок? Мне кажется, это было воистину Божье чудо. Благодать Святого Духа. В чем она выражалась?

Неожиданно у человека открывался духовный взор. Когда сквозь земную реальность проступало истинное и вечное положение вещей. Вспомним житие сорока севастийских мучеников, когда воин, стороживший страдальцев Христовых, стоящих в озере с ледяной водой, увидел над ними венцы золотые сияющие и бросился в воду, чтоб присоединиться к ним. Или святого мученика Вонифатия, который при виде мучений христиан на арене цирка вышел и присоединился к ним.

Думается мне, что в подобных моментах лик Божий особенно близко находится к человеку, и он сделает все, чтобы уже никогда не расставаться с Господом. Вспомним святого апостола Андрея Первозванного, который вымолил у Бога, чтобы Он не дал людям снять его с креста. Он хотел умереть за Бога. И когда люди, в общем-то пришедшие совершить акт милосердия, приблизились к кресту, золотое облако укутало святого Андрея и не дало им это сделать. Вспомним также многие мученические акты. Страдальцы испытывали только начальные мучения, позже к ним являлся святой Ангел Господень или благодать Божья иным образом помогала им претерпевать мучения и удостаиваться венца.

В такие моменты, мне кажется, человек особенно близко ощущал живого Сущего Бога.

Именно это позволило святому Адриану ответить удивленному императору Максимиану:

– Нет… Я не лишился разума, а, напротив, от великого безумия пришел в здравый разум.

Поступок Адриана благотворно повлиял и на Наталию, которая также воспрянула духом и открыто исповедала себя христианкой. Используя свои финансовые возможности, она пробиралась в тюрьму, где пребывали мученики и, как сестра милосердия, служила святым, облегчая их страдания. Она обрела столь большую веру и ревность, что даже не захотела впустить мужа в дом, когда он, выпущенный на поруки, пришел объявить ей о дате казни. Святая Наталия думала, что ее возлюбленный отрекся от Христа. Позже, когда недоразумение выяснилось, она сама положила руки и ноги Адриана на плаху. После долгих мучений палачи принесли в тюрьму железную наковальню и молот и перебили Адриану и другим мученикам конечности, от чего они умерли. Святая Наталия спрятала руку мужа, помазала ее драгоценным миром и обвила порфиром – дорогой материей пурпурного цвета. Она положила свое сокровище в изголовье кровати.

Тела же мучеников попытались сжечь в печи, но по Божественному Промыслу пошел сильный дождь с молнией и погасил огонь. Один благочестивый христианин, спасая мощи от новых покушений, погрузил их на корабль и увез в Византию, где они были бы в безопасности.

Несколько позже туда отправилась и Наталия, убегая от предстоящего вынужденного брака с языческим воеводой.

В Византии святая пришла в храм, где лежали мощи мучеников, и радостно припадала к ним, долго молилась. Потом крепко заснула. Во сне ей явился святой Адриан и сказал:

– Хорошо, что ты пришла сюда, раба Христова и дочь мученическая: приди в покой, уготованный тебе от Господа, приди и восприми должную тебе награду!

Она проснулась и рассказала сон своим ближним, просила молиться о ней. А затем снова уснула, и ее душа отошла ко Господу в вечный покой.

Будем же помнить, дорогие братья и сестры, что жизнь православного христианина – это бескровное мученичество. Часто мы ропщем и унываем под бременем скорбей и испытаний, посланных нам. Но святые отцы в один голос говорят нам о том, что мы должны вперять свой ум во Христа – в Его Пресвятой Подвиг. А что в нем? Поношения, биения, ругательства, Голгофа, Распятие и Смерть, а за ней – Воскресение.

У каждого из нас – своя Голгофа, свой крест, свои мучения – кровавые или бескровные, что кому Бог даст. Но за этим – вечный покой и личное для каждого из нас воскресение во Христе.
И наши скорби да болезни с мучениями – не повод к грусти и к унынию, но предлог к радости. «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чем» (Ин. 16:21–23).

Лишь бы мы воспринимали Православие не как привычную традицию, но как драгоценный дар и надобность жизни во Христе – необходимость личностного общения с живым Богом. И пусть святые Адриан и Наталия нам в этом помогут!

Святые мученики Адриан и Наталия, молите Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (65) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

7 декабря - Вмц. Екатерины

Святая Екатерина Александрийская - великомученица III в. н.э. из Египта. Обладала необыкновенной красотой, мудростью, умом и т.д. Объявила, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет её по всем этим качествам. Монах-сириец рассказал ей об Иисусе Христе, женихе души... Святая Екатерина молилась всю ночь и удостоилась видеть Матерь Божию, Которая просила Своего Сына посмотреть на коленопреклоненную перед Ними Екатерину. Но Младенец отвратил Свой лик от Екатерины, сказав, что не сможет смотреть на нее, ибо она безобразна, как и всякий человек, не омытый водами святого Крещения и незапечатленный печатью Духа Святого... Позже Екатерина Александрийская приняла мученическую смерть за свою веру. Историю мученической смерти Св. Екатерины рассказали на Западе крестоносцы, и она стала почитаться в Европе как одна из главных святых... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »

10 декабря — иконы Божией Матери «Знамение» далее »

11 декабря — Сщмч. митрополита Серафима (Чичагов) далее »

13 декабря — Апостола Андрея Первозванного далее »