О самых опасных кумирах, которым поклоняется современный человек
Жизнь не по заповедям схожа на оружие без предохранителя, считает архимандрит Маркелл (Павук).
– Отче, зачем человеку соблюдать заповеди?
– У каждого внутри есть голос совести. Это Закон Божий, который записан в сердце человека. Иными словами, совесть – голос Господа в человеке. Но из-за суеты житейской, страстей, в которые часто человек окунается, голос совести умолкает или едва слышен. И именно для того, чтобы человек духовно проснулся, чтобы расшевелить голос совести, на Синайской горе через Моисея были даны Десять Заповедей.
– Как звучит Первая Заповедь? И почему она первая?
– Первая Заповедь: «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов перед лицем Моим».
Каждый человек склонен обоготворять то, что ему больше всего нравится или чего он больше всего боится. В древние времена, например, люди обожествляли силы природы, воздавая хвалу множеству различных божеств: богу солнца, богу луны, дождя, поклонялись и приносили жертвы богине любви, богу войны и т. д. Но Первой Заповедью Господь указывает нам, что есть только один Бог и Ему одному нужно поклоняться. Ведь солнце, луна, звезды, дождь, а также все человеческие чувства – творения Божии, и они могут быть достойны лишь восхищения, но не обожения и не поклонения. Когда же человек их ставит на место Бога, то, как правило, он себя и других людей бессмысленно и нещадно губит.
– А наша православная вера в Святую Троицу не нарушает эту заповедь?
— В рамках маленького интервью невозможно рассмотреть сложный богословский вопрос, но замечу лишь, что эту заповедь, веруя в Святую Троицу, мы никак не нарушаем, ибо веруем не в трех богов, а в одного. Это мы постоянно исповедуем за богослужением, читая Символ веры, в котором есть такие слова: «Верую во Единого Бога, Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого». Хотя далее в Символе веры мы исповедуем Бога Сына — Иисуса Христа, и Бога Духа Святого, но это никак не значит, что мы, как кажется неискушенным в богословских тонкостях людям, уклоняемся в многобожие. Самая простая, но не точная аналогия единства и одновременно троичности приводится в учебниках для детской Воскресной школы. Солнце одно, но оно имеет свое очертание – круг (первая ипостась), от него исходят лучи (вторая ипостась), и мы ощущаем тепло (третья ипостась). Таким образом, единица равняется трем. Приводимая аналогия очень слабенькая, и её можно легко опровергнуть. С точки зрения строгой человеческой логики, то, как единица может равняться тройке, никак невозможно понять и объяснить. Кроме логики здесь нужно применить усилие веры. Правда, относительно недавно жил один известный математик Борис Викторович Раушенбах, и он при помощи математических формул пробовал доказать, что это вполне возможно.
Вторая Заповедь конкретизирует Первую: «Не сотвори себе кумира», то есть запрещает человеку преклоняться пред кем или чем-либо.
– Как можно транслировать эти слова в современное пространство?
– Если у человека слабая вера в Бога, он ищет другие источники преклонения. Например, начинает чрезмерно увлекаться спортом, а соответственно, все свои силы отдает на укрепление своего тела. Спортсмены, которые достигли олимпийского пьедестала, становятся для него своего рода кумирами, а тело – идолом. Церковь никому не запрещает заниматься спортом. Спорт – это не грех, но очень важно, чтобы, кроме развития своего тела, человек заботился о спасении своей души. Радостно, когда спортсмен перед забегом на дистанцию или перед сложным прыжком в воду делает на себе крестное знамение. Он верует в Бога, и Творец ему помогает побивать рекорды.
– Как христиане должны относиться к своему телу?
– Христиане не должны гнушаться своим телом, как это делали некоторые еретики древности, ведь оно – сосуд души, а кроме того – призвано стать храмом Духа Святого. К этому всех нас призывает святой Апостол Павел: «Разве не знаете, что вы Храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3:16). Поэтому мы должны заботиться о теле, но как… Это уже другой вопрос. В первую очередь, при помощи молитвы и поста, мы должны искоренять из него страсти, которые делают его дебелым и неспособным к добрым делам. Пища, питие, одежда – это тоже необходимые средства, но они предназначены лишь для поддержания его здоровья, красоты и силы. При злоупотреблении ими человек сам себя губит. Страсти чревоугодия, пьянства и блуда (об этом говорит не только Церковь, но и светские врачи) больше всего наш драгоценный сосуд разрушают.
– Перед какими еще кумирами склонен преклоняться современный человек?
– СМИ очень активно создаются кумиры тех или иных политиков и партий. Человек, который ныне в большинстве случаев духовно расслаблен и дезориентирован, легко заманивается в число их поклонников. Вся беда лишь в том, что политики со своими обещаниями очень быстро гаснут, как звезды на небосклоне. Вчера преклонялись перед теми идолами, сегодня преклоняются перед другими, а завтра их свергнут и будут преклоняться перед третьими. Сегодня одна идеология, завтра другая. Чтобы жить, а не проводить жалкое существование, увлекаясь всяким ветром, нужно преклоняться не перед теми или иными политиками, а, в первую очередь, стараться быть с Богом через слушание голоса своей совести.
Во все времена окружающий нас мир пытается склонить человека к идолопоклонству. Охота за человеком, за его чувствами и желаниями начинается з самого детства. Ныне, например, для детей придуманы разные компьютерные игры, а для молодежи, которая отошла от игр, но пока еще не увлекается политикой, создаются кумиры в кино и музыке. Но, увы, сегодня одна волна популярна, а через пару лет – другая. И в результате человек остается ни с чем, ибо он по-настоящему и не жил, а все время занимался имитацией жизни.
– Чем конкретно опасно сотворение кумиров и их почитание?
– Человек направляет всю свою энергию и все силы на почитание кумира и подчас не может выполнять из-за этого свои повседневные обязанности. Идол отвлекает его от полезных дел и в целом от жизни как таковой. Вот в чем опасность преклонения перед кумирами. Таким образом, первые две заповеди предостерегают нас от нездоровых пристрастий и увлечений, от слепого следования за политикой и модой.
Архимандрит Маркелл (Павук)
Беседовала Наталья Горошкова
Православная Жизнь
Просмотрено (59) раз