Выбрать страницу

Вера в сны: признак недоверия Богу

«Батюшка, мне приснился покойник и он…» и дальше по накатанному сценарию: или просил что-то ему передать, или, что еще хуже, звал с собой. Часто слышу подобные рассуждения от людей, которые пришли в храм срочно «решить проблему». Но на самом деле, проблема лишь в том, что формально православные люди поступают не по-православному и верят в сны. Ибо от лукавого.

Языческие корни

Нам нужно разобраться, откуда же пошла веры в сны и почему, по мнению Православной Церкви, она является греховной. А пошла она, как и многие другие современные суеверия, из язычества.

Древние язычники много и часто гадали, проявляя настоящие чудеса изобретательности: по полету птиц, по внутренностям животных и многом другом. И, само собой, гадали по снам. У великого Аристотеля был трактат «О предсказаниях во сне», а Протагор писал «каждый сон имеет свое значение, свой смысл, и для человеческой жизни полезно обращать на сны внимание». Через сны язычники пытались узнать волю богов, свою судьбу и будущее. Они верили, что во сне боги могут общаться с ними и говорить свою волю.

По сути, язычники до конца не доверяли своим богам. Да и сами их антропоморфныне боги зачастую олицетворяли человеческие страсти. Вспомним хотя бы любовные «похождения» Зевса или внимательно почитаем «Илиаду» Гомера, в которой разные боги поддерживали разные воюющие стороны. Для этих античных богов мир был всего полем для битвы, а человек лишь игрушкой. Не удивительно, что, ощущая свою беззащитность, язычники пытались узнать волю богов и, при возможности, обойти свою плохую судьбу.

Новое откровение

Христианство принесло в мир новое откровение, откровение о том, что Бог любит мир и человека. Это тот самый Бог, который по своей любви создает мир, человека и наделяет его свободой. Пусть даже эта свобода будет направлена против самого Бога. И верующий христианин доверяет своему Богу, зная, что Он ради него был распят на Кресте.

Эта любовь исключает необходимость угадывать будущее, подобно тому как язычники видели будущее из своей «пещеры Платона». Но если человек, называющий себя христианином, верит в сны, пытается предсказывать по ним будущее, то он не доверяет Богу и не имеет к Нему любви.

В новом тысячелетии мировой истории вера в сны была осуждена как проявление язычества. Святые Отцы много писали о вере в сны как большом грехе. Полное «согласие отцов» по этому вопросу мы видим в трудах таких великих отцов Церкви, как святитель Григорий Нисский, блаженный Феодорит Кипрский, преподобный Ефрем Сирин и многие другие.

Памятники аскетической письменности говорят о том, что христианин должен с осторожностью относится ко сну, так во сне мы сильно подвержены искушениям тёмных сил. Многие подвижники даже советовали принимать во сне правильное положение тела, чтобы меньше подвергаться лукавым соблазнам. И, само собой, вера в сны отвергалась как языческое наследие.

Осторожность святых

И вот тут мы сталкиваемся с тонким моментом: а как быть со снами в Священном Писании или со снами, описанными в житиях святых? Все мы знаем про вещие сны Иосифа, про Божии откровения во сне и много других примеров.

Традиционно святые отцы делят сны на три категории: от Бога, природные и от дьявола. Природные сны –это работа нашего подсознания, результат нашей дневной деятельности, запечатленный во сне. Бывают сны от Бога, подобные тем, которые видел Иосиф и многие другие святые. И очень много снов бывает от лукавого, целью которых является ввести человека в заблуждение, начать манипулировать до погибели.

«Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин.4:1) — призывает нас Священное Писание. Поэтому мы должны с вами внимательно испытывать свои сновидения и очень осторожно к ним относится. Для того, чтобы у тебя был сон от Бога, нужно стать святым. Твоя жизнь должна быть посвящена борьбе со страстями, а не быть страстной по своей природе.

Кроме этого, нужно помнить, что даже великие святые очень осторожно относились к своим снам, так как знали, что лукавый всегда ищет лазейку, чтобы их искусить. Зачастую бесы являлись святым в образе ангелов или даже самого Христа. В житии святителя Никиты Новгородского есть прекрасный эпизод, когда бес, явившись в виде ангела, убедил молодого подвижника больше не молиться и лишь читать книги Ветхого Завета. И святому было очень тяжело вновь найти верный путь.

По плодам их узнаете

Самый главный критерий, по которому можно определить, послан ли сон Богом или нет – это его плоды. Если во сне вам являются святые и говорят, что вы такие хорошие и уже всего в духовной жизни достигли — гоните этот сон прочь. А если он от Бога? А если он от Него, то Бог найдет способ донести до вас информацию.

Всё это напоминает нам, что нужно очень осторожно относится к своим сновидениям. Нужно доверять Богу, а доверие берется только из духовного опыта человека. А если нет этого духовного опыта, то и живем мы как язычники. Хотя призваны совершенно к другому…

Священник Александр ЕРМОЛИН
Протоинфо

Просмотрено (36) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ПЕТРОВ, или Апостольский ПОСТ

16 июня - 12 июля

ПЕТРОВ ПОСТ начинается через неделю после праздника Святой Троицы и продолжается до 12 июля – дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Пост установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы... далее

Скоро праздник

25 июня - Обретение мощей и второе прославление блг. вел. кн. Анны Кашинской

Святая благоверная Анна Кашинская (ок. 1280 — 2 октября 1368)— супруга Великого князя Михаила Тверского, дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского. Известна как драматической прижизненной судьбой (гибель почти всех родственников, усобицы между ними), так и не менее сложными посмертными перипетиями: борьба времён раскола Русской церкви в XVII веке привела к деканонизации только что прославленной святой — уникальному прецеденту в истории Русской церкви... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

24 июня — Иконы Божией Матери «Достойно есть» далее »

25 июня — Обретение мощей и второе прославление блг. вел. кн. Анны Кашинской далее »

29 июня — Прп. Тихона Луховского, Костромского чудотворца далее » Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского далее »

1 июля — Боголюбской иконы Божией Матери далее »