Нужно ли соблюдать церковный обычай поклонения иконам
Православного человека всю его жизнь окружают святые иконы – образы и изображения Господа, Божией Матери и святых, на которые мы взираем во время молитвы, которые мы благоговейно храним и чтим как особые святыни. Но как согласовать наличие в Церкви икон и святых образов со второй заповедью Закона Божия? Ведь она запрещает изображение Бога и поклонение всевозможным кумирам. Не является ли икона таким же идолом или кумиром, поклонение которым прямо запрещено Библией? Попробуем проанализировать церковный обычай поклонения иконам в контексте библейского учения и доводов логики.
Прежде всего, говоря об иконопочитании, мы должны осознать, что святые отцы, защищавшие возможность и даже необходимость использования икон в Православной Церкви, были прекрасными знатоками Священного Писания и, конечно же, прекрасно осознавали смысл второй заповеди. Будучи убежденными в том, что Господь запретил поклонение всевозможным кумирам и изображениям, они все же отстаивали, иногда под угрозами пыток и даже самой смерти, допустимость иконописных изображений. Значит наши духовные наставники и отцы знали нечто большее, чем самозваные толкователи Библии, появившиеся в нынешнее время и призывающие нас отказаться от двухтысячелетней духовной и культурной традиции иконописания.
И для того чтобы проанализировать такой важный как с догматической, так и апологетической точки зрения вопрос, необходимо рассмотреть его в нескольких аспектах.
Во-первых, можно ли вообще что-либо изображать художественными средствами? Каждый здравомыслящий человек положительно ответит на этот вопрос. Отрицать возможность рисовать людей и животных значило бы признать их неизобразимыми, бесплотными, нематериальными, непостижимыми или даже неправдивыми, неистинными.
Говоря о возможности познания мира человеческими чувствами, о значении опыта при познании, свидетельствуя о качествах материи, что не противоречит Священному Писанию, мы обязаны признать и возможность изображения художественными средствами всего того, что видим.
А как изобразить Ангелов, принадлежащих к миру иному, духовному? Перед нами встает вопрос о возможности изображения мира невидимого, бесплотного. Библия неоднозначно настаивает на том, что при помощи символических средств можно изобразить Ангелов, так как эти образы играют огромную роль в религиозно-нравственной жизни человека. Так, в библейских Книгах Левит, Второзаконие и Книгах Царств неоднократно рассказывается о том, что Сам Бог повелел строителям переносного ветхозаветного храма – скинии и стационарного храма Соломонова изобразить Ангелов-херувимов и на крышке ковчега Завета, на завесе, отделяющей Святое Святых, и на стенах. Таким образом, библейский авторитет освящает возможность изображения ангельского мира в том виде, в каком он открывался пророкам.
Если Священное Писание разрешает или, скажем так, прямо повелевает изображение невидимого ангельского мира и его использование при молитве то, может быть, невозможно изображать Бога? Ведь Сам Господь свидетельствует, обращаясь к пророку Моисею: «Невозможно человеку увидеть Лице Мое и остаться живым» (Исх. 33:20). Действительно, в Ветхом Завете человек не видел Бога, о чем свидетельствует и новозаветное Откровение. Святой апостол Иоанн Богослов в Своем Евангелии пишет: «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1:18).
Но Новый Завет стал ни чем иным, как откровением Бога во плоти. Мы веруем, что в едином лице Господа Иисуса Христа неслитно и неизменно, неразлучно и нераздельно соединился Бог с человеком, что всему творению во Христе открылась, как пишет в Первом Послании к Тимофею святой апостол Павел, «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16) для того, чтобы «каждый верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Благодаря великой тайне Боговоплощения Бог соединился с человеческой природой и стал истинным Человеком. Если Бог стал человеком, то он стал и изобразимым, следовательно, после вочеловечения Христа стало возможным и изображение Бога во плоти, изображение Христа. Более того, если мы продолжаем настаивать на том, что Христа нельзя изобразить после воплощения, то этим мы ставим под сомнение сам факт истинности Боговоплощения, в результате отрицаем для себя возможность спасения. Именно утверждая, что иконопочитание основывается на факте Боговоплощения, святые отцы настаивают на догматическом значении иконопочитания, раскрывающем самый главный догмат христианства.
А как с такими рассуждениями соотносится православная практика почитания икон? Можно ли кланяться иконе, образу Бога, если Священное Писание ясно свидетельствует: «Господу Богу поклоняйся и Ему Единому служи»? Таким образом, перед нами встает четвертый вопрос: можно ли кланяться иконам? Рассматривая его, заметим, что существует два вида поклонения – Божественное, которое можно отнести только к Единому Богу, и почтительное. Никто из здравомыслящих людей не станет упрекать в богоотступничестве и идолопоклонстве человека, поприветствовавшего встречного знакомого почтительным поклоном головы. Именно о таком почтительном поклонении и говорят православные в контексте почитания иконы.
Вспомним рассказ из жития одного из защитников иконопочитания, который, будучи приведен на суд царя-иконоборца, поклонился царю, а затем, бросив на пол монету с портретом монарха, принялся ее топтать и попирать. Естественно, дворцовая стража схватила подвижника за оскорбление царского величия, на что он отвечал: «Если вы хотите предать меня мучениям за попрание образа царя земного, то намного большего мучения вы сподобитесь за оскорбление образа небесного Царя-Бога». Здесь мы видим отсылку к платоновской мысли, согласно которой честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу. Следовательно, когда мы, поклоняясь, воздаем честь иконе – образу Бога, это поклонение относится не к материалу иконы- дереву, материи, краскам, а к Самому Первообразу – Богу.
Таким образом, богословское осмысление иконы не только не противоречит Священному Писанию, но и находит свое подтверждение в контексте библейской мысли и человеческой логики. Именно поэтому мы поклоняемся иконам и обращаемся к ликам святых образов как к Самому Богу, невидимо присутствующему при совершении молитв.
Протоиерей Андрей Николаиди
Православная Жизнь
Просмотрено (89) раз