Выбрать страницу

В каких случаях можно уходить из храма до конца богослужения?

Хочется ответить на данный вопрос с Божьей помощью примерами из обыденной жизни.

Представьте себе, что подчиненный заходит в кабинет к начальнику, от которого зависит его жизнь, карьера, заработок и прочее. Начинается важный разговор. И вдруг посреди него подчиненный, не говоря ни слова, ни с кем не прощаясь, встает и молча уходит. Что о нем подумает начальник и какую подчиненный составит себе репутацию?

Или другой пример. Сын долго не видел маму, которая горячо любит его. Наконец звонит ей и говорит, что приедет. Мама готовится, печет пирожки, убирает дом, накрывает на стол и прочее. Сын приезжает, но как только они садятся за стол, начинают кушать или пить чай, неожиданно он поднимается, без объяснений уходит. Можно ли такое представить себе? И что будет с мамой? Какую боль он ей причинит своим поступком?

Третий пример. В разгар боя воин бросает оружие на землю, оставляет своих товарищей и бежит с поля сражения.

Почему я взял примеры именно подчиненного, сына и солдата? Потому что высокое звание, значение и миссия православного христианина имеют в себе черты всех трех общественных положений. По отношению к Богу – мы подчиненные, которые должны бесконечно благодарить Его за то, что Он по Своей неизреченной любви даровал нам жизнь, эту планету Земля, и все духовные и материальные блага. Также мы дети Всевышнего. Он, как говорится в молитве Господней, наш любящий Отец. С третьей позиции православный христианин – это воин, находящийся в непрестанной борьбе с собой, со своими страстями, грехами, похотями, с духами злобы поднебесными, т. е. бесами. И в этой войне, которую с Божьей помощью ведет Церковь уже не одно тысячелетие, нельзя оставить поле боя. Это равносильно поражению.

И храмовое богослужение для нас – и хвала-славословие нашему Начальнику-Творцу, и признание в любви нашему Отцу Небесному, и духовная битва за спасение своей души и душ своих близких.

Вправе ли мы нерадиво относиться к нему? Вот в чем вопрос, как писал Уильям Шекспир.

Священнический возглас: «Благословен Бог наш…» начинает богослужение. Мы входим в его живительную словесную воду, благодать Божья начинает действовать, исцеляя нас. Все суточные богослужения установлены либо непосредственно Христом, либо святыми отцами Церкви по внушению Святого Духа не просто так. Это своеобразная операция, которая проводится наилучшим хирургом – Богом по нашему исцелению-спасению. Может ли больной уйти с операционного стола, не дождавшись завершения операции?

Каждое слово, каждое движение, каждое воздевание священнических рук здесь важно!

Полюбите службу, дорогие братья и сестры! Полюбите службу! Как часто приходится видеть на ней скучающих людей. Как часто можно видеть написанное на их лицах «Ну, когда же это все закончится?» Давит-давит земной ветхий человек, и в сон его клонит, и есть он хочет, и ладан ему мешает дышать, и поют некрасиво, и батюшка какой-то не такой, и из дому уже звонят, спрашивают, где ты? О, столько факторов против! Как хочется вырваться из храма! Пойти домой, сесть в уютное кресло с бутербродом и чашкой чая и включить любимый сериал.

Но ты стоишь, почти спишь, слушаешь массу непонятных слов, тяжело и трудно борясь с собой. И, кажется, что ты сейчас вот уснешь и грохнешься на пол. Но нет, ты стоишь, мужественно качаешься, слушаешь Псалтирь, или канон, или Литургию, превозмогая себя.

Одну службу, вторую, третью… десятую… Настоящее мучение. «Каторга!»

Но вдруг нехотя, делая над собой гигантски-великанское усилие, ты в одиннадцатый раз входишь в храм, восходишь на свою внутреннюю дыбу и начинаешь слушать. И происходит чудо!

Тебе открывается глагол Божий. Ты вдруг с Божьей помощью начинаешь понимать если не все, то хотя бы нечто. И служба из уныло-скучной моросящей говорильни превращается в стройное светлое прекраснейшее здание. И Царствие Божие начинает открываться твоей душе. Слова, словно теплый ласковый дождь, падают в твою иссушенную сердечную землю и оживляют ее. Что-то пробуждается в твоей душе. Ты начинаешь видеть небо и быть ближе к нему. Богослужение отрывает тебя от земли и возводит к Господу-Спасителю нашему. И этого счастья у тебя уже никто не заберет. И жить ты без службы уже не можешь. Она становится центром твоего существования.

Но для этого нужно потерпеть. В нужный момент не уйти, прокачаться, почти уснуть – и ты обязательно поймаешь райскую птицу и ощутишь благодатное прикосновение Святого Духа, свежим ветерком врывающееся в затхлую горницу твоей души.

Нужно только потерпеть. Ведь мы терпим и учимся, проводя десятки часов за компьютером, когда пытаемся обучиться новой интересной игре. И терпим, когда стоим в длинной очереди в супермаркете с пакетом, полным продуктов, и терпим, когда обучаемся любимой профессии, которая может принести нам деньги. И боль у врача мы тоже терпим, потому что знаем, что она во благо.

Так почему бы нам не потерпеть Господа? Почему нам не потерпеть, пока внутренность наша не придет с Божьей помощью в гармонию – в мир, о котором мы так часто молимся, пока тело наше не уйдет с первого плана и соло-партию не отдаст душе, а само, как и положено, не займет партию помощника, второй скрипки. Как и должно быть.

Есть форс-мажоры. Конечно, тогда нужно уходить. Всякое в жизни может быть: на работу пора бежать, ребенок заболел, мама на поезде приехала – это дело понятное. На исповеди покаетесь, что уходили со службы ранее срока, и все. Но не следует устраивать и придумывать форс-мажоры самому. Достойте до конца службы. И однажды вы обретете рай. Обретете его уже здесь, на земле. Потому что храм, православное богослужение и есть небо на земле.

Будем помнить, дорогие братья и сестры, что действие, когда священник в конце службы выходит на амвон, осеняет нас крестом (на Литургии) и произносит «Христос истинный Бог наш… помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец», называется отпустом, т. е. нас отпускают и мы можем идти домой. Жизнеутверждающий разговор с Начальником состоялся. Он даровал нам свои блага. Любящий Отец преподнес нам Свой драгоценный дар – Себя, Свои Тело и Кровь Христовы. И поэтому наша битва, данное богослужение, закончилось победой. Операция прошла успешно. И с победой, исцеленные, облагодетельствованные, мы можем идти домой.

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (135) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

18 октября - Собор Московских святителей

18 октября Русская Православная Церковь вспоминает Московских чудотворцев-святителей и воспевает их духовный подвиг. Заступники, молитвенные хранители православия на нашей земле и самой Российской державы нашей, они остались в памяти народной как святые Русской земли, по молитвам которых ее не одолели ни многочисленные захватчики, сколь они ни были сильны, ни те, кто стремился разрушить в сердцах русского народа саму основу духовной его жизни – Христову веру... далее

19 октября - Апостола Фомы

Святой Апостол Фома был одним из 12-ти апостолов (учеников) Иисуса Христа. У него было прозвище Близнец (по преданию, он внешне был похож на Христа). Святой апостол Фома выделяется от прочих учеников склонностью к маловерию. Он не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа: «Пока не увижу на Его руках ран от гвоздей и не вложу в эти раны палец – не поверю!» (Ин. 20:25). Тогда воскресший Спаситель явился всем ученикам и позволил Фоме вложить руку в ребра Свои и осязать раны Свои. В народе получил наименование «Фома неверующий». Был одним из самых преданных учеников Господа, готовым следовать за Учителем до конца и умереть вместе с Ним. По преданию, св. апостол Фома проповедовал Евангелие в Индии, где принял мученическую кончину. Основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

18 октября — Свтт. Петра », Алексия », Ионы », Макария, Филиппа », Иова », Ермогена », Тихона », Петра, Филарета », Иннокентия и Макария, Московских и Всея России чудотворцев далее »

19 октября — Апостола Фомы далее »

20 октября — Иконы Божией Матери «Умиление», Псково-Печерской далее »

22 октября — Апостола Иакова Алфеева далее » Прав. Авраама праотца и племянника его Лота (2000 до Р.Х.) далее »

23 октября — Прп. Амвросия Оптинского далее »

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы