Выбрать страницу

«Только одного я не смог пересилить»

Окончание, начало см.: Беспокоишься ли ты о своих детях?

Мы в своем большинстве зрелые люди и знаем, что в жизни бывает много всяких трудностей, проблем, испытаний. Все мы люди и совершаем ошибки, впадаем в грехи, но всем хочется излить где-нибудь то, что у нас на душе. Нужно только быть уверенным, что другой сможет выслушать нас, что у него хватит сил выслушать нас.

А когда у нас самих хватит сил выслушать своих детей? Тогда, когда мы освободимся от своих предрассудков, когда отойдем от эгоистических стен, за которыми прячемся, говоря:

– Да чтобы мой ребенок сделал это?! Да чтобы в нашей семье появился такой человек?! Никогда! Это невозможно, чтобы у моего ребенка была такая проблема!

А вам говорят:

– Ну а почему же?

А откуда взялся твой ребенок? Он что, сошел с небес? Он что, не как все дети? Разве он не такой же юный, как они, и у него нет таких же искушений, как у всех? Почему же мы должны считать, что наши дети не такие, как все? И почему у других должны быть трудности и проблемы с детьми, а у нас нет? Они что, люди другого сорта?

Думаю, это как раз нездоровый эгоизм и нездоровое представление о самих себе, обо всем, что мы возводим вокруг себя, замыкают нас на себе, чтобы мы не смогли открыть свое сердце другому и принять его. «А что скажут люди, когда услышат, что мой ребенок (мой ребенок!) сделал это?» А что в нашем сердце важнее: что скажут люди или наши дети, нуждающиеся в любви, в нас самих?

Когда Бог восхотел спасти человека, то спас его не Своей заповедью. Он не давал такой заповеди, которой бы мы все спаслись. А что Он сделал? Он стал Человеком, во всем подобным нам, кроме греха, чтобы смочь войти в общение с нами. И мы должны поступать так же и во всем понимать другого, понимать, что значит на сегодняшний день ребенку, молодому человеку жить среди всех этих проблем и вызовов нашего времени.

Все вы знаете, что дети очень уязвимы для вызовов технологий. У нас, взрослых, есть мобильные телефоны. Думаю, большинство из вас, как и я, захотев освоить какую-нибудь опцию на телефоне, спрашиваете детей. Когда я захотел научиться читать SMS-ки, то позвал детей из воскресной школы, игравшихся неподалеку, и они мне показали. Они ведь знают всё от и до. Непосредственно. SMS, звуки, мелодии, музыку, всё знают! Мне понадобился целый день, чтобы научиться читать SMS-ки! Естественно те, которые я не удалил. А они знали всё назубок. Захотел выложить на экран икону Христа – они тут же и это сделали.

Это их время, и, чтобы их понять, мы должны сойти со своего насиженного места и отправиться туда, где живут они, чтобы смочь с ними общаться. Как это сделал Бог. Он стал Человеком ради нас, Он не стал звать нас: «Идите сюда, наверх!» – а Сам сошел вниз. Он сделал шаг первым, сошел, чтобы поднять нас и привести к Себе. И нам надо делать так же: чтобы мы смогли принять своих детей, выслушать их, нам надо сойти туда, где живут они, понять их трудности и образ мыслей, жизни и самовыражения, чтобы помочь им. Помочь нечувствительно, а не насильно, чтобы они могли добровольно, радостно и свободно последовать тому хорошему, что увидят в нас.

Если мы можем что-нибудь передать своим детям как некое богатство, оставить им в наследство, которое было бы с ними всегда и никогда бы их не покидало, – так это благие образы, то есть благие воспоминания. Что я хочу этим сказать? Чтобы наши дети получали от своих родителей хорошие примеры, то есть чтобы у них в уме запечатлелись такие картины и представления, которые бы их трогали. Давайте расскажу вам одну историю, случившуюся на Святой Горе Афон, чтобы вы немножко отдохнули.

Однажды зимним вечером (и когда я говорю «вечером», то это значит, что там действительно вечер: нет ни света, ни электрических столбов, и после захода солнца мрак опускается на весь полуостров) в Новом Скиту, где мы жили, кто-то постучался в дверь. Это была группа молодых людей из Афин, пришедших на Святую Афонскую Гору скорее из любопытства: никакого особого духовного интереса у них не было, так это выглядело со стороны. Они из простого любопытства хотели увидеть богатую природу и красивые пейзажи Святой Горы.

Следуя обычаю, завещанному от отцов, мы приняли их и угостили из своих скудных средств. Старец сказал мне:

– Сядь к ним, составь небольшую компанию, пока едят, а потом покажи, где они будут спать.

Так оно и было. Мы сели, они стали ужинать, и, поскольку были афинянами, которые любят говорить или слушать что-нибудь новое, как написано в Деяниях Апостольских (Деян. 17: 21), то им захотелось поговорить. Мы стали говорить с ними на разные темы. Они были молоды, у них было много критических мыслей по поводу Церкви, многие из которых были вполне справедливыми, и им хотелось их высказать.

Один из них закончил Афинский юридический факультет, придерживался крайней идеологии и философии, отвергавшей чернокожих, евреев, другие расы, они и Христа признавать не хотели, потому что Он был евреем, – экстремальные вещи. И парень тот был очень умным, образованным, начитанным, настоящий адвокат и афинянин, и языком своим он резал по живому. Ты ему одно, а он тебе в ответ сто.

Ну, как бы там ни было, показал я им потом, где они будут ночевать. Он говорит мне:

– Отче, я решил дать Богу последний шанс поговорить со мной!

Я сказал ему:

– Хорошо, если ты решил дать Ему последний шанс! А как Бог будет говорить с тобой, дитя мое?

– А хотите, мы с вами побеседуем этой ночью?

– Ну хорошо, с удовольствием!

Пошли мы в малый храм, где стоит гроб преподобного старца Иосифа Исихаста, сели, и он стал говорить. Рассказал, что вырос в Церкви, маленьким ходил в воскресную школу, помогал в алтаре и носил хоругви на Херувимской песни. До самого окончания гимназии оставался в Церкви, ходил в воскресную школу, участвовал в разных христианских мероприятиях, и говорит:

– А ты знаешь, отче, о чем бы я тебя ни спросил, я знаю, что ты мне ответишь!

Оно действительно так и было. Он продолжал:

– Всё это я преодолел: Евангелие, попов, владык, церкви, и все вы для меня просто не существуете! Ничто из всего этого меня не колышет. У меня есть ответы на все вопросы, я не нуждаюсь в Церкви и не ощущаю никакой пустоты в жизни. Я удалил из себя всё: эти исповеди, которые приносил, и воскресные школы, попов, которых знал, катехизаторов, всё! И только одного, отче, я не смог пересилить!

Но давайте послушаем его. И это после пяти-шести часов разговоров.

– Чего же ты не смог пересилить?

– Я не смог пересилить свою мать. Отче, у меня в глазах так до сих пор и стоит мать, какой я ее видел и вижу: как она молилась каждый раз, когда я по ночам вставал, чтобы сходить в туалет или взять что-нибудь, а она стоит на коленях и молится. Этот образ мамы, молящейся перед иконами, я не смог перечеркнуть, что только ни делал и как ни старался. И я чувствую эту брань, мне необходимо сказать маме, чтобы она помолилась за меня, когда у меня экзамены, когда возникает еще какая-нибудь трудность, и я говорю ей: «Мама, я не верю в Бога! Но ты, которая веруешь, помолись обо мне!» Я нуждаюсь в этом. И вообще не могу стереть этот образ в себе.

Думаю, это и было самым большим богатством, которое мать передала своему сыну, вот именно этот образ. И как важно, чтобы у наших детей были такие образы в душе. А если вместо этого у них остаются плохие воспоминания о родителях, которые сами себе противоречат и непоследовательны в своих словах и делах, если они учат ребенка одному, а по жизни делают другое, то это, конечно, для ребенка хуже всего, и оно разрушит всё, что ты воздвиг в нем. Если же ты оставишь ему, как драгоценное завещание, эти красивые, мощные образы, то, знайте, добро победит.

Христос сказал нам, что свет во тьме светит и тьма не объяла его (см.: Ин. 1: 5). Свет побеждает тьму. А тьма никогда не сможет победить свет. Родители, своими делами, а не одними словами передавшие детям эти мощные образы, будьте уверены: это самое лучшее, самое ценное, самое могучее наследство, которое всегда будет сопровождать их.

Так и в этом юноше из Афин, который своим интеллектом и мудростью сокрушил все аргументы, что видел перед собой, в конце концов взял верх образ молящейся матери. И сегодня он – совершенно незаурядный человек, он верное чадо Церкви, у него благословенная семья, он адвокат и один из самых мощных сотрудников Греческой Церкви. Этот юноша, сокрушивший вокруг всё, кроме теплого воспоминания о своей матери.

Молю Бога, чтобы жизнь каждого из вас была такой, чтобы у ваших детей остались о вас мощные воспоминания, которые будут сопровождать их всегда, чтобы они смогли победить всё, что ни встретят на своем пути!

Церковь способна дать ответ на запросы современного человека, и реальность демонстрирует это. Ведь человек по своей природе создан для истины, и всё, что лживо, напрягает его, и он от этого отвращается. Мы не можем жить в саду с искусственными цветами. Они доконают нас и убьют. Тогда как в саду, где цветы естественны и прекрасны, мы чувствуем, что живы. Такова наша природа.

Думаю, это очень важно в наших отношениях с молодежью. Если мы настоящие, неподдельные (все мы: и биологические, и духовные родители), то реально можем и себя спасти, и для детей стать спасательными кругами в пучине нынешнего века. Тому имеются бесчисленные примеры…

Люди часто спрашивают меня:

– А вы можете рассказать нам о чудесах, которые видели? Вы когда-нибудь видели чудо?

Я отвечаю им:

– Да, я могу рассказать вам о множестве чудес! Я видел множество чудес, происходящих по Божией благодати, но только самое великое чудо – это не чтобы мертвый воскрес и не чтобы выздоровел какой-нибудь больной человек. Самое великое чудо, которое происходит каждый день, и мы его видим и живем им, – это вечное воскресение человека. Это мы видим на каждом шагу перед собой: вот он входит мертвым в Церковь, а выходит совершенно живым. «Ты хочешь увидеть чудо? – спрашивает святитель Иоанн Златоуст. – Так приди же, чтобы мне показать тебе чудо, превосходящее Вавилонскую печь и прочие чудеса. Приди в Церковь, чтобы увидеть, как в нее входит волк, а выходит овца; входит человек с черным лицом и душой, а выходит белым, как голубь; входит мертвый, дряхлый, усталый, а выходит маленький ребенок».

Вот это чудо. Самое великое чудо, имеющее вечные, а не преходящие измерения. Это дело не наших рук, но необходимо и наше содействие. И мы сами должны пережить это чудо, чтобы передать его другим.

***

Думаю, у каждого человека есть своя история, и, конечно же, у каждого юноши имеются причины, по которым он запутывается в чем-то конкретно и сбивается с верного пути. Антидот или, скорее, противовес всему тому давлению, который молодой человек испытывает сегодня, – это истинность и непритворность родителей. У родителя в руках самый веский «аргумент»: природа работает в его пользу, ведь он биологический родитель. А человек не может отбросить природу. На время можно поссориться с родителем, однако она делает свое, и если на ее стороне истина и Божия благодать, то родитель победит.

Мы, тем не менее, торопимся, мы хотим, чтобы здесь и сейчас всё было по нашей воле. Но так не получается. Дети иногда должны совершить и свои ошибки. Им тоже надо пройти свой путь. Мы часто думаем, что хотим добра своему ребенку, а по сути хотим своего добра, а еще хотим избежать опасностей и рисков. То есть нам не хочется страдать. А надо идти вслед за нашими детьми по их жизни: в их опасностях, падениях, ошибках, во всем. Если мы рядом с ними всегда, тогда они нас не оставят, и мы победим. Потому что свет побеждает тьму. И если они на время увлекутся чем-то, а мы духовно здоровы, то мы удержим их и в итоге победим: добро, истина и свет победят тьму.

Старец Паисий говорил нечто замечательное. Как-то пришел к нему один родитель, жаловавшийся на своих детей. Старец сказал ему:

– Не бойся, дитя мое! Бог держит в руках клубок.

То есть ребенок может порхать себе, как птичка, однако он привязан, и Бог держит клубок с его ниточкой. Наступит время, когда Он клубок совьет.

К несчастью или счастью, но человек должен пострадать, чтобы научиться чему-нибудь. Не бойтесь ошибок своих детей. Не паникуйте. А разве в нашей жизни не было опасностей? Не было ошибок? Неужели ваши дети должны быть непогрешимыми? Они тоже пройдут свой путь.

Это то, что сказал Христос: Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте (Ин. 14: 1). Давайте же научимся оставлять наших детей в руках Бога, доверяя Ему полностью. Так и мы, и наши дети будем иметь мир.

***

Вопрос: Вы говорили о положительных образах. А что бывает с детьми, имевшими неприятные переживания дома и не получившими возможности видеть добро?

– Любой страшный и неприятный образ – это рана. А рана подлежит лечению. Бог исцеляет раны наших душ и тел. Бог исцеляет раны. Бог такой Добрый Лекарь, что, когда исцеляет, Он не просто исцеляет, не просто залечивает рану, но она становится потом поводом для великого благословения. Чем больше выстрадал исцеленный Богом человек, тем лучшим лекарем он становится потом. Поэтому ответ таков: предадим, то есть покажем, детей Богу – их Отцу.

Не бойтесь их ран. К несчастью, они образовались независимо от того, виноваты ли мы или нет. Не надо обременять себя чувством вины. Давайте поступать мудро, как мудрый кормчий, мудрость которого проявляется в бурю.

Что делать, если мы нанесли раны детям своими ошибками? Призовем Доброго Лекаря и сделаем то, что говорит старец Порфирий: «Если ты говоришь детям своим о Боге, а они не слышат, то говори Богу о них, и Он тебя непременно услышит». Это ответ. Не бойтесь, Бог победит в игре. Бог, ограждающий весь мир такой любовью! И молю Его, чтобы Он всегда ограждал нас и наши семьи!

Митрополит Лимасольский Афанасий
Перевела с болгарского Станка Косова
Богословский факультет Великотырновского университета

Просмотрено (61) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

4 декабря - Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы - это один из 12 главных церковных праздников Православной Церкви. Подобно всем великим праздникам, Введение во храм Пресвятой Богородицы является одним из этапов пути Домостроительства Божия. О событии Введения во храм Пресвятой Богородицы можно говорить и как о символе, предзнаменовании, божественном намёке на великое грядущее событие Рождества Христова... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »