Выбрать страницу

Святитель Григорий Нисский об удовольствиях

Поскольку оказалось, что никто не может приблизиться к божественной чистоте, не сделавшись прежде сам чистым; то нам необходимо оградить себя от удовольствий некоторой великой и крепкой стеной, чтобы чистота сердца никак не могла оскверниться чрез приближение к ним.

Крепкая же стена есть совершенное удаление от всего, в чем заключается страсть: ибо удовольствие по роду своему, будучи одним, по словам мудрых, как вода, какая из одного потока разливающаяся на разные ручьи, входит чрез каждое чувство в душу людей, преданных удовольствиям.

Итак, побежденный удовольствием, проникшим в него чрез одно какое-либо чувство, от него терпит поражение в самом сердце; как и слово Божие учит, что восприявший вожделение чувством зрения получил язву в сердце (Мф.5:28). Думаю, что Господь, говоря здесь об одном чувстве, разумел все, так что последуя сказанному, правильно может присовокупить: кто услышал с вожделением, кто коснулся, и кто всю свою силу подчинил служению удовольствию, тот согрешил сердцем.

Итак, чтобы сего с нами не случилось, мы должны пользоваться тем мудрым правилом в своей жизни, чтоб не прилепляться душой своею ни к чему, в чем заключается какая-либо приманка удовольствия; преимущественно же и более всего блюстись от удовольствия вкуса, потому что оно, по-видимому, упорнее других и есть как бы матерь запрещенного; ибо удовольствия, происходящие от пищи и пития, производя неумеренность в употреблении еды, по необходимости причиняют в теле множество неизбежных зол, порождают в людях много болезней.

Итак, чтобы тело всегда пребывало в полном спокойствии и не возмущалось никакой происходящей от пресыщения страстью, мы должны вести строжайший образ жизни и определять меру и предел наслаждения не удовольствием, но нуждою чего-либо.

Хотя потребность и удовольствие часто соединяются между собой (потому что голод обыкновенно, все делает приятным, услаждая сильным желанием пищи все, что ни случится употреблять в пищу); но мы не должны ни отказываться от удовлетворения необходимости по причине следующего за ним удовольствия, ни преимущественно гоняться за удовольствием: но избирая из всего полезное, должны презирать то, что тешит чувства.

… Совершеннейшая цель воздержания состоит в том, чтобы иметь в виду не изнурение тела, но удобнейшее служение душевным потребностям.

Святитель Григорий Нисский (†394) — святой, богослов, философ, экзегет, один из трех великих Учителей Церкви. Младший брат Василия Великого, близкий друг Григория Богослова. Он был одним из активнейших учаcтников II Вселенского Собора. На одном из первых заседаний он произнес слово о божестве Св. Духа.

Его трактат «Об устроении человека», состоящий из 30 глав, был написан после смерти свт. Василия Великого как своего рода «пасхальный дар» брату. Во вступительном письме он отмечает, что поскольку в «Шестодневе» свт. Василия Великого недоставало «умозрения о человеке», он решился восполнить этот недостаток и изложить православное учение о человеке во всей полноте: о его первоначальном, нынешнем и будущем состоянии.

Вот некоторые темы, которые святитель Григорий Нисский, затрагивает в своем трактате:
— Почему человек последний в творении (глава I),
— О том, что человек есть подобие Божией царственной власти (глава V),
— Почему ум действует посредством чувств (глава X),
— Исследование о сне, зевоте и сновидениях (глава XIII),
— Что есть душа, и что под ней подразумевается (глава XV),
— Что такое Образ Божий и Первообраз (глава XVI),
— Какова жизнь в Раю и что такое запрещенное древо (глава XX),
— О том, что воскресение не есть что-либо невероятное (глава XVI).

Просмотрено (40) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ

14 - 19 АПРЕЛЯ

Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. далее » ПОКЛОНЯЕМСЯ СТРАСТЕМ ТВОИМ, ХРИСТЕ…

Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. далее » ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА

самый страшный день в истории человечества. В этот день совершилось, как казалось, предельное торжество зла, человеческой зависти и неблагодарности: Христос, воплотившийся Творец мира, столько веков ожидаемый Мессия был отвергнут Своим народом, подвергнут страшным издевательствам, несправедливо осужден и предан самой мучительной и позорной, которая только когда-либо существовала, казни... далее 7:00 - Часы Великого Пятка.

В Страстную Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву.

16:00 - Чин выноса Плащаницы Господа нашего Иисуса Христа. далее

18:30 - Чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. Крестный ход. Поклонение св. Плащанице. + Канон о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы

Плащаница (видео-клип)

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

14 апреляСтрастная седмица далее » Великий Понедельник далее » Прп. Марии Египетской далее »

15 апреляВеликий Вторник далее »

16 апреляВеликая Среда далее »

17 апреляВеликий Четверток далее » Воспоминание Тайной Вечери далее »

18 апреляВеликая Пятница далее » Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа далее » Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси далее »

19 апреляВеликая Суббота далее »