Выбрать страницу

Почему церковное чтение должно быть неэмоциональным?

Фото: Владимир Монтян. Voznes.ruВспоминаются слова классика Александра Грибоедова из пьесы «Горе от ума»: «Читай не так, как пономарь; а с чувством, с толком, с расстановкой». Этот афоризм на несколько столетий стал причиной многих саркастических усмешек в интеллигентских кругах по поводу церковного чтения. Хотя на самом деле они не соответствуют истине и древним тысячелетним законам церковного чтения. И люди, требующие от церковного чтеца чувства, скорее обнаруживают незнание богослужебной жизни и законов богослужебного чтения.

В искусстве очень важны жанры, которые желательно не путать. Если говорить очень просто, то жанр – это определенный стиль, в котором сочинено произведение, характеризующееся определенной целью и средствами достижения этой цели. Цели в искусстве (тоже в самом примитивном смысле) всегда три: рассмешить, напугать, заставить плакать. Соответственно этому выбираются и художественные выразительные эмоциональные средства для этих целей. Вместе с талантом, разумом и трудами автора все это и составляет определенное произведение, написанное в том или ином стиле. Это касается и декламационного (риторского) искусства.

В церковном же чтении все по-другому. Здесь преследуется цель не напугать, заставить плакать или рассмешить человека, но максимально облегчить ему путь к Богу: «…как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие» (Лк. 3:4–6).

Поэтому в чистоте звучания слова Божия должна присутствовать и звуковая четкость, и ясность речи, и членораздельность выговаривания слов, но церковный чтец не должен навязывать свою эмоцию молящемуся в храме. Чтецу следует стать всего лишь тимпаном и псалтирью, которые играют Божественные мелодии. Всякая театральность в храмах, будь то чтение или пение, всегда неприятно режет слух. И отвлекает от главного: простого, искреннего слышания слова Божия. Оно – не мы – сотворит в душе человека необходимое ей таинство и очищение сердца.

Потому еще во времена Ветхозаветной Церкви была выработана некая средняя форма между чтением и пением в еврейском синагогальном богослужении, которая получила в науке название «кантилляция» (с лат. «пою тихо, слабо»). Профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович в книге «Толковый Типикон» о ней писал: «…Введение в синагогах так называемой кантилляции, представляющей нечто среднее между чтением и пением; это громкое чтение, при котором некоторые слоги более или менее удлиняются». Это практический опыт Церкви, достигший гармонии в смысле сочетания четкости, ясности звучания, безэмоциональности и приятности для уха. Данную форму Церковь применяет в храмовых богослужениях до сих пор.

Но это, конечно, не отменяет необходимости церковному чтецу совершенствоваться в своем искусстве. Во-первых, он сам должен жить благочестивой христианской жизнью и трепетно, любовно относиться к священным текстам. Во-вторых, ему следует постоянно образовываться, чтобы знать священную и церковную историю, фактами из которой изобилуют и Псалтирь, и другие молитвословия. В-третьих, чтец должен прилежно обучаться церковнославянскому языку, чтобы понимать, что он читает. В-четвертых, ему желательно делать перед богослужением гимнастику для языка, ротовых и лицевых мышц, связок, чтобы его голос звучал максимально чисто, а слова произносились членораздельно и ясно для молящихся.

И, конечно же, в богослужении (это уже более зависит от священника, диакона, уставщика, регента) нужно придерживаться правила «золотой середины» относительно темпа. Чтобы, с одной стороны, не читать или петь слишком медленно, уныло (тогда служба «провисает» и соделывается тягостной для молящихся), но и в то же время не слишком торопливо, когда слова или пение сливаются в один неразборчивый монотонный гул.

Нужно и чтецу, и певцу, и регенту, и уставщику, и диакону, и батюшке самим жить словами молитв, жить духом, чтобы стрела молитвы, исторгнутая из их сердца, попала в сердце каждого из нас. Важно не передавать свою эмоцию другому человеку, но в самом себе с Божьей помощью открывать жизнь этого священного слова, производящую в душе таинство соединения человека и Бога.

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (101) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Событие это не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания. Однажды святой праведной Анне явился Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Нареки Ее Мария»... Праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место в истории России – ему посвящены множество храмов, написаны удивительной красоты иконы, на этот день назначались решающие для судьбы нашего Отечества сражения. Так, именно в праздник Рождества Божией Матери в 1380 году была одержана историческая победа на поле Куликовом... далее 22 сентября - Праведных Богоотец Иоакима и Анны

Святые Иоаким и Анна - родители Пресвятой Богородицы, ставшей матерью Иисуса Христа. Святая Анна родила дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака. Православная церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти... далее Прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) (1439–1515) — игумен основанного им монастыря Успения Богородицы (Иосифо-Волоколамский монастырь), крупный церковный деятель, публицист, основатель "иосифлянства", обличитель ереси жидовствующих, автор «душеполезного сочинения», называющегося «Просветитель» и ряда посланий, в которых он, споря с другим подвижником — Нилом Сорским, доказывал полезность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

22 сентября — Праведных Богоотец Иоакима и Анны далее » прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца далее »

24 сентября — Прп. Силуана Афонского далее » перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев далее »

25 сентября — Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского далее »

26 сентябряПамять обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) далее »

27 сентябряВоздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (Строгий пост) далее » Преставление Иоанна Златоуста далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы