Выбрать страницу

Почему церковное чтение должно быть неэмоциональным?

Фото: Владимир Монтян. Voznes.ruВспоминаются слова классика Александра Грибоедова из пьесы «Горе от ума»: «Читай не так, как пономарь; а с чувством, с толком, с расстановкой». Этот афоризм на несколько столетий стал причиной многих саркастических усмешек в интеллигентских кругах по поводу церковного чтения. Хотя на самом деле они не соответствуют истине и древним тысячелетним законам церковного чтения. И люди, требующие от церковного чтеца чувства, скорее обнаруживают незнание богослужебной жизни и законов богослужебного чтения.

В искусстве очень важны жанры, которые желательно не путать. Если говорить очень просто, то жанр – это определенный стиль, в котором сочинено произведение, характеризующееся определенной целью и средствами достижения этой цели. Цели в искусстве (тоже в самом примитивном смысле) всегда три: рассмешить, напугать, заставить плакать. Соответственно этому выбираются и художественные выразительные эмоциональные средства для этих целей. Вместе с талантом, разумом и трудами автора все это и составляет определенное произведение, написанное в том или ином стиле. Это касается и декламационного (риторского) искусства.

В церковном же чтении все по-другому. Здесь преследуется цель не напугать, заставить плакать или рассмешить человека, но максимально облегчить ему путь к Богу: «…как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие» (Лк. 3:4–6).

Поэтому в чистоте звучания слова Божия должна присутствовать и звуковая четкость, и ясность речи, и членораздельность выговаривания слов, но церковный чтец не должен навязывать свою эмоцию молящемуся в храме. Чтецу следует стать всего лишь тимпаном и псалтирью, которые играют Божественные мелодии. Всякая театральность в храмах, будь то чтение или пение, всегда неприятно режет слух. И отвлекает от главного: простого, искреннего слышания слова Божия. Оно – не мы – сотворит в душе человека необходимое ей таинство и очищение сердца.

Потому еще во времена Ветхозаветной Церкви была выработана некая средняя форма между чтением и пением в еврейском синагогальном богослужении, которая получила в науке название «кантилляция» (с лат. «пою тихо, слабо»). Профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович в книге «Толковый Типикон» о ней писал: «…Введение в синагогах так называемой кантилляции, представляющей нечто среднее между чтением и пением; это громкое чтение, при котором некоторые слоги более или менее удлиняются». Это практический опыт Церкви, достигший гармонии в смысле сочетания четкости, ясности звучания, безэмоциональности и приятности для уха. Данную форму Церковь применяет в храмовых богослужениях до сих пор.

Но это, конечно, не отменяет необходимости церковному чтецу совершенствоваться в своем искусстве. Во-первых, он сам должен жить благочестивой христианской жизнью и трепетно, любовно относиться к священным текстам. Во-вторых, ему следует постоянно образовываться, чтобы знать священную и церковную историю, фактами из которой изобилуют и Псалтирь, и другие молитвословия. В-третьих, чтец должен прилежно обучаться церковнославянскому языку, чтобы понимать, что он читает. В-четвертых, ему желательно делать перед богослужением гимнастику для языка, ротовых и лицевых мышц, связок, чтобы его голос звучал максимально чисто, а слова произносились членораздельно и ясно для молящихся.

И, конечно же, в богослужении (это уже более зависит от священника, диакона, уставщика, регента) нужно придерживаться правила «золотой середины» относительно темпа. Чтобы, с одной стороны, не читать или петь слишком медленно, уныло (тогда служба «провисает» и соделывается тягостной для молящихся), но и в то же время не слишком торопливо, когда слова или пение сливаются в один неразборчивый монотонный гул.

Нужно и чтецу, и певцу, и регенту, и уставщику, и диакону, и батюшке самим жить словами молитв, жить духом, чтобы стрела молитвы, исторгнутая из их сердца, попала в сердце каждого из нас. Важно не передавать свою эмоцию другому человеку, но в самом себе с Божьей помощью открывать жизнь этого священного слова, производящую в душе таинство соединения человека и Бога.

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (102) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Неделя святых жен-мироносиц


Во второе воскресенье после Пасхи вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные. Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес... далее

Скоро праздник

6 мая - Вмч. Георгия Победоносца

Георгий Победоносец - наиболее почитаемый святой ещё со времён раннего христианства. Был одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Во время гонений на христиан перед императором объявил себя христианином и после восьмидневных тяжких мучений был обезглавлен... далее Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы 2012)

Иверская икона Божией Матери принадлежит к иконописному типу Одигитрия. Оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции; согласно преданию он написан самим евангелистом Лукой... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

4 мая — Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц далее » Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

6 мая — Вмч. Георгия Победоносца далее »  Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы 2012) далее »

8 мая — Апостола и евангелиста Марка далее »

9 маяДень Победы далее » Поминовение усопших воинов