Выбрать страницу

Можно ли после Причастия целовать иконы и прикасаться к другим людям?

К Чаше человек должен подходить со скрещенными на груди руками. Эта традиция связана с тем, чтобы одновременно всем своим телом выражать благоговение перед Святыней и в то же время избавить человека от излишних движений руками, которые могут выбить Чашу из рук священника. После причащения Святых Христовых Таин человек должен с закрытым ртом, не целуя иконы или руку священника, отойти к специальному столику, где поставлена так называемая запивка, т. е. чашечки с вином, разбавленным водой, и лежат нарезанные просфоры. Причастнику необходимо скушать просфору, выпить «запивку» (желательно тщательно прополоскать рот и глотнуть), чтобы остатки частички Святых Даров попали в кишечник, а не оказались выплюнутыми на храмовый пол случайно по небрежности. После этого человек вправе и иконы целовать, и под благословение подходить, и приветственно лобызаться с братьями и сестрами.

Сам же день, в который вы причастились, желательно провести благоговейно: в молитве, чтении духовной литературы, без пьянства и чрезмерного объедения.

Все же остальное, как то: не целовать иконы, крест, руку священника, не обниматься (имеется в виду братское приветствие, принятое в наших храмах с древнейших времен), «чтобы не была отобрана от причастившегося Божья благодать», является выдумкой и суеверием. Не церковной, но околоцерковной традицией, частично смешавшейся с языческим магическим менталитетом.

Нужно понять, что во всех Таинствах и обрядах Церкви присутствует здравый смысл, которым во многом и нужно руководствоваться. Церковные обряды лишены магизма, надуманности и фантазирования. Они четко построены на вероучительных догматах и Богооткровенных истинах, а не на «бабьих баснях», как писал святой первоверховный апостол Павел. Почему же после Причастия, когда уже запил, нельзя целовать крест? Разве крест это не святыня? Или икона не святыня? Таким образом, человек, считающий так, имеет суетную веру. Ведь он собственное или чужое фантазирование ставит выше канонов церковных.

Печальным фактом является то, что иногда подобными традициями внешнего обрядового благочестия, не имеющими ничего общего с церковными канонами, «заражены» целые приходские общины.

Грустный результат подобных выдуманных своевольных традиций – своеобразный околоцерковный магизм, пытающийся превратить богослужение в некую выхолощенную форму движений, поворотов и поклонов.

Но Православие это свобода, это Дух истины в первую очередь.

Тем более печально, когда человек не хочет уделить после Причастия внимание своему ближнему (если, конечно, это не постыдное грешное какое-нибудь дело), боясь, что тот отберет у него благодать. Это совсем уже языческое представление. Так как языческая магия основана на эгоизме – на приобретении благ для себя.

В основе же христианства – жертвенность, жертвенная любовь. Именно она угодна Богу. В житии преподобного Кукши Одесского есть эпизод, когда киевский епископ Антоний сподобился в торбочке с сухарями передать ему в сибирский лагерь, в заключение сто частичек Святых Даров. Преподобный Кукша мог бы сам Ими причащаться почти полгода. Но он поступил иначе. С ним на лесоповале находились десятки священников и монахов. Он поделился с ними. В одно утро причастилось около ста человек. Многие из них – в последний раз в жизни.

Мне кажется, что именно за такую жертвенную братскую любовь нас друг к другу Всевышний удостоил его святости.

И нас он тоже может удостоить этой святости, если мы будем в храме искать Бога, искать любви друг к другу.

Мне кажется, что подобные вопросы должны стать темами воскресных школ в рамках изучения церковного Устава. Со священнической стороны, хочется сказать, что нельзя нам, пастырям, оставлять людей один на один с такими вопросами. Нужно вести разъяснительную работу, чтобы выдуманное одним человеком и подхваченное другими и (даже!) целыми поколениями не затвердело, не превратилось в устойчивую традицию, не приводящую людей к Богу, но, наоборот, уводящую их от Него.

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (3120) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

1 комментарий

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

2 декабря - Пророка Авдия

Пророк Авдий - один из 12-ти малых пророков. Жил приблизительно в IX веке до Р.Х.. Написал самую маленькую по объему среди книг Ветхого Завета книгу пророчеств, в которой провозвестил суд над всеми народами и обетование о спасении Израиля... далее

Свт. Филарета, митр. Московского

Святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) — митрополит Московский и Коломенский, действительный член Императорской Российской академии; почётный член Императорской Академии наук и впоследствии академик по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века. Митрополит Филарет заслуженно считался одним из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви. Соединив в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был одним из тех людей, которые избраны Самим Богом к миссии высшего духовного водительства. Помимо блестящих способностей, он обладал дивным даром красноречия - потом его называли Русским Златоустом и сравнивали с ним только слог Карамзина... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »