Святочные гуляния: как правильно прожить Святки
Архимандрит Маркелл (Павук), – о святочных гуляниях и святочном народном веселии. Что одобрено Церковью и полезно человеку? Как правильно прожить этот период?
– Отче, что такое Святки?
– Святки – это период от Рождества Христова до Крещения. Рождество Христово открыло для всех людей возможность начать новую жизнь: без обид, обмана, ненависти и войн, а на основании добродетелей веры, надежды, любви, кротости, смирения, мира. Не случайно при Рождении Спасителя святые Ангелы пели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» (Лк. 2:14). При Крещении Господа были отчетливо явлены все три Лица Пресвятой Троицы: Отец, Который возгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», Сын, принимавший крещение от Иоанна, и Дух Святой, Который в виде голубя сходил на крестящегося Иисуса (см.: Мф. 3:16–17).
Эти два события в жизни Христа Спасителя напрямую относятся ко всем нам, христианам. Мы тоже телесно рождаемся от родителей, а затем принимаем Таинство Крещения, после которого призваны начать новую духовную жизнь по заповедям Божиим. Соответственно, в святочные дни мы должны сердечно проникнуться этими важными евангельскими событиями и стараться строить свою жизнь по образу единства Лиц Пресвятой Троицы, то есть стремиться к единству с Богом, ближними и самим собою, преодолевать разделяющий нас грех, который терроризирует все человечество.
– Отче, Вы сказали, что крещеные призваны начать новую жизнь, но в реальности не так много людей после принятия Таинства Крещения ходят в храм и живут по-христиански. Таких – единицы. Может, в Церкви что-то сейчас не так делают? Возможно, надо строже готовиться к Таинству?
– В праздники стараются не говорить о проблемах. Но если мы затронули вопрос Крещения, основополагающего Таинства в жизни христианина, то все-таки стоит отметить следующее.
Как всем хорошо известно, в древности, в отличие от нашего времени, к Таинству Крещения тщательно готовились. Подготовка могла продолжаться год и более. Сохранились огласительные (катехизические) беседы святителей Кирилла Иерусалимского, Иоанна Златоустого и др. отцов Церкви с теми, кто готовился ко Крещению. Затем для них устраивался экзамен, который принимал сам епископ, и лишь после этого совершалось Таинство. Обычно это происходило в канун праздника Крещения, в Крещенский сочельник или в канун праздника Пасхи, в Великую Субботу, во время чтения паремий. О том, что когда-то было именно так, напоминает нам прокимен, который поется в эти дни: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».
Такой обычай крещения, по всей видимости, просуществовал относительно недолго. Связано это было с тем, что постепенно в широкую практику стало входить крещение младенцев, которых нельзя было в силу их возраста катехизировать. Обязанность научать крещеных детей основным истинам веры теперь ложилась на плечи родителей и крестных. Проблема ныне лишь в том, что большинство людей (после долгих лет атеистического и современного равнодушного к Истине воспитания) совсем слабо ориентируются в духовной жизни, не читают Евангелие, не знают молитв, ограничиваясь чтением «Отче наш».
Сегодня очень важно открывать для детей и взрослых воскресные школы или катехизаторские курсы. Знаю, что такие школы и курсы успешно работают в многих киевских приходах и у нас при Киевской духовной академии. Следует всем, кто крестит своих детей, настоятельно рекомендовать посещать такие курсы. Нужно печатать специальные буклеты с краткой справочной информацией об основных темах, месте и времени проведения занятий и раздавать сразу после Крещения родителям и крестным. Иначе происходит полная профанация этого святого Таинства. Мы крестим людей и больше никогда в храме их не видим, а они ведут совсем не христианский образ жизни.
Тем не менее душа каждого человека по природе христианка и она невольно тянется к постижению духовных основ бытия. Если мы, православные христиане, не учим крещеных основным истинам вероучения, то они попадают в ловко расставленные сети раскольников и сектантов или склоняются в язычество под видом христианства. Например, в святые Рождественские дни многие увлекаются так называемыми святочными гаданиями, некоторые впадают в беспробудное пьянство, но это никак не согласуется с основами православной веры.
– Как правильно прожить этот период? Как провести Святки?
– На первом месте должно быть богослужение. На Рождество Христово, 7 января, или в канун праздника желательно очистить свою душу на Исповеди от вольных и невольных грехов и причаститься Святых Христовых Таин. 6 января – строгий пост. Многие благочестивые христиане стараются в этот день не вкушать пищу до появления на небе первой звезды. В храме желательно быть также 8 января – на Собор Пресвятой Богородицы и 9 января – в день памяти святого первомученика архидиакона Стефана. 14 января отмечаем три праздника – это старый Новый год, Обрезание Господне и память святителя Василия Великого. В этот день также все христиане стараются быть на богослужении. 15 января – преподобного Серафима Саровского, которому принадлежат слова, ставшие крылатыми: «Стяжи дух мирный – и вокруг тебя спасутся тысячи». 18 января – Крещенский сочельник. Это день строгого поста, в который пищу вкушают лишь после Великого освящения воды. И наконец, 19 января – праздник Крещения Господня, или Богоявления, когда служится Божественная литургия и снова, обычно на реках, если такие есть поблизости, совершается Великое освящение воды. В некоторых городах и селах существует традиция в этот день трижды с верою и пением тропаря «Во Иордане крещающуся Тебе Господи…» окунаться в ледяной проруби. Приходские священники обычно в этот день начинают обход всех сельских домов, окропляя их святой водой. 20 января – Собор святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна, который сподобился крестить Спасителя на реке Иордан. Этим праздником святочные дни завершаются.
– Расскажите, пожалуйста, о святочных гуляниях, святочном народном веселии. Что одобрено Церковью и полезно человеку? Какова традиция празднования?
– Кроме богослужений, неотъемлемой частью святок являются колядки, которые поют дети и взрослые. Это «Добрый тебе вечер», «Новая радость стала», «Бог Предвечный», «Небо и земля», «Дивная новина» и др. Есть колядки, где кратко описывается почти вся библейская история от сотворения Адама до Рождества Христова. Все чаще ныне колядники стараются одеваться в красочные национальные костюмы. По доброму обычаю каждый хозяин дома одаривает колядников щедрым вознаграждением. Взрослые колядники зачастую отдают эти деньги на развитие приходского храма, а дети могут купить какие-то нужные им вещи.
Но, пожалуй, самое важное в эти Святочные дни – общение со своими родными и близкими. Обычно дети стараются навестить своих родителей, родственников, друзей и поделиться с ними радостью праздника, помириться с ними, если держали обиду. Таким образом, в период Святок все стремятся буквально исполнить заповедь Божию: «Будьте святы, потому что Я свят» (Лев. 19:2; Лев. 11:44; 1 Пет. 1:16).
Архимандрит Маркелл (Павук)
Записала Наталья Горошкова
Православная Жизнь
Просмотрено (165) раз