Астрология и вера
Кто ты по гороскопу? Странно и даже нелепо было бы задать такой вопрос преподобным Антонию Великому, Марии Египетской, Сергию Радонежскому или любому другому святому. Однако современные христиане с интересом друг друга об этом спрашивают. Ведет ли современная астрология своих адептов ко Христу, подобно звезде, которая указала путь к Нему евангельским волхвам?
За тысячелетия своей истории человечество изобрело множество способов предсказаний будущего: всевозможные приметы, магический кристалл, гадание на кофейной гуще, на картах, по внутренностям убитых животных и многое-многое другое. Предсказание судьбы по расположению звезд — один из этих древних видов гадания, который ныне приобрел большую популярность. Сегодня гороскопы, составленные индивидуально, под конкретного «козерога», и общие, предназначенные сразу всем «ракам, рыбам, скорпионам», пользуются огромным спросом. Рейтинги передач с участием астрологов весьма высоки. Даже совершенно безразличные к астрологическим предсказаниям люди сталкиваются с ними повсюду: гороскопы печатают в прессе, зачитывают по радио, включают в новостные ленты, их полным-полно в сети интернет.
Многие современные люди относятся к рекомендациям астрологов как к прогнозу погоды. Большинство из них думают про себя, что они не принимают всерьез предсказания гороскопа, но при этом постоянно исподволь проявляют к ним внимание. Сначала человек интересуется, «что там про меня на сегодня написано», а потом невольно или сознательно подстраивает под гороскоп свой день, год, жизнь. «На всякий случай» он только в «благоприятные» дни принимает важные решения в бизнесе, проводит значимые мероприятия: организует свадьбу, выезжает на отдых и тому подобное. Но так ли безобидно сверять свою жизнь с гороскопом?
В сущности, астрология — это вера в «силу» звезд, в то, что их взаимное расположение определяет судьбу человека, отражается на его будущем. В этой системе представлений нет места Промыслу Божию: жизнью человека правят природные стихии, а не Творец неба, звезд, планет и всего остального мира. Как можно верить звездам больше, чем Тому, Кто их сотворил? Да еще и находить этим вымыслам подтверждение в Библии!
Напротив, еще в ветхозаветные времена Бог предостерегал людей: «К волшебникам не ходите и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь Бог ваш» (Лев.19:31). Научая благочестию, боговидец Моисей увещает свой народ: «Не должен находиться у тебя… прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор.18:10-12).
Предвещая гибель Вавилону, пророк Исайя говорит, что мудрость и знание могут быть ложными, сбивающими с пути (см. Ис.47:10). Астрологические предсказания не в силах изменить Праведный Суд Божий над людьми, которые держатся за свое нечестие: «Пусть же выступают наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они как солома; огонь сожег их: не избавили души своей от пламени» (Ис. 47:13-14). Сменить Божий гнев на милость может только покаянное обращение к Истинному Богу и полный отказ от общения с адептами оккультных знаний и практик.
Дело даже не в том, что точность астрологического прогноза, по официальным оценкам западноевропейских и отечественных исследователей, ничтожна. Она не достигает даже 5 %. Популярный исследователь астрологии XX века Мишель Гоклен резонно заметил: «Сказав, что человек честен, потому что он поступает честно в пяти случаях из ста, я совершу ошибку, если этот человек в остальных случаях действует бессовестно. По-моему, с астрологией происходит то же самое».
Внимание к словам астрологов свидетельствует о маловерии современных христиан. Как сказал английский писатель Г. К. Честертон, живший на рубеже XIX и XX столетий, «когда люди перестают верить в Бога, они начинают верить во все остальное».
Интерес к астрологии, пусть и поверхностный, «для справки», подрывает в христианине стремление исполнять волю Божию. Узнав астрологический прогноз, он в той или иной мере принимает к сведению его рекомендации. Например, он узнает, что в наступающем году его продвижению на работе будут способствовать новые романтические отношения. Спустя некоторое время он невольно начнет тяготиться браком, который освящен Церковью, думать, что не поднимается по карьерной лестнице из-за того, что поспешил создать семью, и тому подобное. От этих мыслей недалеко и до нарушения заповеди Господней. И чем более христианин станет руководствоваться гороскопом, тем менее будет следовать за Христом. Постепенно он и к заповедям начнет относиться формально.
Астрология лишает людей свободы, которая дана им во Христе. Человек без смущения, а то и с удовольствием заявляющий: «Я рак» или: «Я весы», принижает свое достоинство разумного творения, одаренного Творцом свободой. Говоря об убеждении части людей в том, «что восхождением, захождением и сближением звезд, а также солнца и луны управляются все наши дела», святой Иоанн Дамаскин подчеркивает, что небесные светила влияют лишь на явления физической природы, «но предзнаменованиями наших действий они никоим образом не бывают». Люди наделены разумом, чтобы делать обдуманный нравственный выбор, который определяет направление движения личности: либо по пути добродетели, либо по пути порока. Только осознанно выбирая добро, человек может достичь главной цели своей жизни — соединения с Господом в единое целое.
Бог всегда найдет способ объявить человеку Свою спасительную волю. В то время как любое гадание — по звездам или любым другим способом — это попытка получить знание с «черного хода», в обход и помимо Бога. Человеку кажется недостаточным то, что открывает ему Господь, ему хочется приобщения к «тайному» знанию, а может быть, и изменения своей жизни вопреки воле Божией. Никому это не принесло ни добра, ни ясности, но при этом всех удаляло от главной цели человеческого бытия — общения с Богом.
Можно вспомнить ученого богослова из эссе Клайва Льюиса «Расторжение брака». Память этого интеллектуала просто «нашпигована» богословскими знаниями, цитатами из речей и проповедей. Но когда ему предлагают остаться в раю, с Богом, тот отказывается. «Мне некогда, — горячо заявляет горе-ученый, — там у нас (в аду) образовался богословский кружок, мы разбираем сложные вопросы вероучения. В пятницу я там читаю свой доклад о том, что было бы, если бы Христос не умер на кресте. Интересная тема! Какие горизонты открывает! Нет, здесь я не останусь!» Этому ученому нужен не Бог, а нечто совсем иное. Пристрастие к абстрактным богословским размышлениям разлучило его с Настоящим Христом. Аналогичные процессы происходят в сознании тех людей, которые стремятся узнать свое будущее по звездам, не интересуясь, чего хочет от них Господь.
В тексте Нового Завета также прослеживается неприятие всякого рода гаданий. Об этом, в частности, свидетельствует рассказ в книге апостольских деяний о прорицательнице. Хотя она и говорила об апостолах правду, что «сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения», апостол Павел изгнал из нее «духа прорицательного», сказав ему: «Именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час» (Деян. 16:18).
Почему апостол запретил бесу говорить даже правду? Потому что у всех падших духов одна цель — вовлечь нас в общение, расположить к себе, завоевать доверие, чтобы погубить. Для бесов неважен способ, главное — добиться своего, а каким способом — при помощи денег, лести, веры в гадания, в магию, в астрологию — не имеет значения.
Господь же ищет в человеке стремления к истине и праведности и дает каждому самый удобный и понятный способ обрести желаемое благо. Великомученице Варваре Бог открыл Себя через красоту созданного мира, который, по словам святителя Григория Богослова, служит «великим и дивным проповедником Его величия». Кому-то Христос открывается через Евангелие, иному — через скорбные обстоятельства жизни, а еще кому-то — через поразительный пример жизни или смерти праведника. В первые века христианства многие язычники, видя стойкость христиан в самых страшных муках, внутренне обретали непреклонную веру во Христа и восклицали: «Я — тоже христианин!», принимали мученический венец и вечную жизнь в неизреченном блаженстве с Господом.
Волхвы были звездочетами, им было привычно иметь дело со звездами, поэтому Бог послал им путеводную звезду. Согласно толкованию некоторых святых отцов, Господь направил к волхвам Своего ангела, который под видом звезды указал им путь к родившемуся Христу Спасителю. Господь зовет человека из любой среды, подавая понятные ему знаки. А сама по себе астрология тут ни при чем. К Богу она не ведет. Даже во время рождения Спасителя не все астрологи пришли ко Христу, а только те, которым важнее всего были не собственные жизненные установки, а вечная Истина.
Несколько десятков лет спустя, когда ученики Христовы проповедовали миру Евангелие и язычники становились христианами, «из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми» (Деян.19:19). Те, кто действительно искал Истину, отказались от своих прежних заблуждений, как от пут, мешающих идти к Богу.
Следуя евангельским заповедям, мы можем приближаться к Богу, свидетельствовать о своем желании вечно пребывать с Ним в Его Царстве. Для этого нам не нужны советы астрологов. У нас есть Святое Евангелие, раскрывающее истину о добре и зле и указывающее путь жизни. У нас есть Церковь Христова, которая наставляет в добродетели и помогает исполнять в своей жизни учение Спасителя. У нас есть примеры святых, которые были самыми разными людьми, но все руководствовались заповедями Господними, а не расположением планет и звезд. Святые не ассоциировали себя с объектами материальной природы — творениями Бога, но стремились в добродетели уподобиться Самому Богу. И мы, христиане, должны пользоваться своим разумом и волей, чтобы следовать за Христом и стать детьми Божьими по благодати. Мы должны больше ориентироваться в своей жизни на слова Христа, а не на различные предсказания и гадания.
Митрополит Калужский и Боровский Климент
Вечерняя Москва
Просмотрено (54) раз