Выбрать страницу

Почему мы осуждаем ближних?

Осуждение – один из самых распространенных грехов. Почему же мы осуждаем других?

Прежде всего потому, что считаем себя лучше. Однако наблюдая за чужими ошибками, мы неизбежно перестаем видеть грехи свои. Следовательно, чем чаще мы замечаем прегрешения ближних, тем большему забвению предаем свои беззакония, собирая тем самым горящие угли на свою же голову.

Об этом Христос говорит нам в притче о двух должниках (см. Лк.7:41–43). Два человека были должны деньги – один 500 динариев, другой 50 – и обоим нечем было заплатить. Заимодавец прощает долг и первому, и второму. Кто будет испытывать большую любовь к заимодавцу? Конечно же, тот, кому более простили. Ну и что же тут назидательного, можно спросить. Христос далее раскрывает духовную суть притчи: заимодавцем оказывается Сам Бог, перед лицом Которого становится неважным, кто сколько должен. Долг заведомо не может быть оплачен – он может быть только прощен. И если нет покаяния и просьбы о прощении, даже самые незначительные долги перед Богом в итоге окажутся невыплаченными и человек не сможет оправдаться. Но своих собственных просьб о прощении недостаточно. Есть очень важное, самое главное условие твоего прощения – прости и ты. Причем все и всем, раз и навсегда.

Фарисей, которому Христос рассказал данную притчу, упрекал в мыслях Господа, что Он допустил грешнице прикоснуться к Нему. Но грешница плакала, умывала слезами ноги Христа и отирала своими волосами. Фарисей же не соблюл и обычного восточного обычая – не омыл ног пришедшего странника. Осуждая бедную женщину, строгий ревнитель закона совершенно забыл, что сам грешит. Блудница грешила много и знала об этом, а фарисей грешил меньше, но своих грехов не замечал. Блудница помилована, фарисей осужден – такова евангельская логика духовной жизни.

***

Как жаль, что осуждая других, мы не осознаем, что именно в этот момент сами тяжко согрешаем. В Древнем Патерике сказано: «Человек верит, что когда он молится, Бог его слышит; но когда он грешит, почему-то думает, что Бог его не видит». Сколько у нас осознанных и неосознанных грехов, за которые мы уже достойны ада! И мы вместо милости к таким же, как мы, грешникам, прибавляем ко всему прочему еще и осуждение. Святитель Иоанн Златоуст писал, что даже если бы человек вообще не грешил, хватило бы одного греха осуждения, чтобы он безвозвратно погиб.

Книга «Достопамятные сказания» рассказывает о неком монахе, который был ленив, просыпал богослужения и имел за собой множество разных согрешений. Но он был оправдан Богом. За что же? За то, что после прихода в монастырь ни разу никого не осудил. Преподобный Силуан Афонский, когда его попросили высказаться по поводу проштрафившегося брата, сказал: «Я уже 36 лет в монастыре, и вы хоть раз видели меня осуждающим?» «Нет», – ответили ему. Тогда Силуан промолвил: «Почему же вы думаете, что я стану это делать сейчас?»

Вот как поступали великие святые. Но мы, закоренелые грешники, дерзаем ежедневно судить других оттого, что не видим за собой греха. Судим, не задумываясь о том, что даже небольшое осуждение может нас погубить.

***

Есть еще одна причина постоянного осуждения ближних – наша нелюбовь к ним. У любви нет пограничного состояния. Если есть любовь, то нет осуждения, ибо любовь не судит, а всегда прощает. Но если любви нет, то будет и осуждение, и скрытая ненависть или же, что еще ужаснее, безразличие. У Льва Толстого есть такое выражение: «Мы не любим людей не потому, что они злые, но мы считаем их злыми потому, что не любим их». Итак, не суди, человек, но научись любить – и осуждение исчезнет из твоей жизни.

Кстати, в приведенной нами евангельской истории очень важно то, что фарисей с пренебрежением отнесся к грешнице, а Христос, наоборот, отметил ее любовь и покаяние и простил ее многие грехи из-за того, что она «много возлюбила». Любим Бога – любим и людей. Не любим людей – не любим Бога. «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20), – говорит нам апостол любви.

Евангельская блудница плакала перед Христом, потому что возлюбила Бога и возненавидела свой грех. За эту любовь и ненависть она и была прощена. Иудейская грешница, оправданная Господом, показала всем нам путь спасения – это горячая любовь к Богу и ближним и бескомпромиссная ненависть к нечистоте и греху. К чему нам осуждение, христиане? Разве нам нечем заняться? Всей жизни не хватит, чтоб научиться любить. И сотни лет будет мало для того, чтоб разглядеть свои грехи и научиться бороться с ними. Поэтому, даже если нам покажется, что наш ближний достоин погибели – отдадим суд в руки Божии. И тогда – будем верить! – наш отказ судить заслужит нам прощение и очищение всех тех бесчисленных грехов, которые мы совершили и совершаем пред лицом Божиим.

Иерей Алексей Малюков, Сергей Комаров
Православная Жизнь

Просмотрено (153) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

2 декабря - Пророка Авдия

Пророк Авдий - один из 12-ти малых пророков. Жил приблизительно в IX веке до Р.Х.. Написал самую маленькую по объему среди книг Ветхого Завета книгу пророчеств, в которой провозвестил суд над всеми народами и обетование о спасении Израиля... далее

Свт. Филарета, митр. Московского

Святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) — митрополит Московский и Коломенский, действительный член Императорской Российской академии; почётный член Императорской Академии наук и впоследствии академик по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века. Митрополит Филарет заслуженно считался одним из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви. Соединив в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был одним из тех людей, которые избраны Самим Богом к миссии высшего духовного водительства. Помимо блестящих способностей, он обладал дивным даром красноречия - потом его называли Русским Златоустом и сравнивали с ним только слог Карамзина... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »