Выбрать страницу

Подготовка к Великому посту: Неделя о мытаре и фарисее

Церковь готовит христианина к Великому посту постепенно. В начале молитвенно на богослужениях, давая душе верный настрой. Для этого богослужения четырех воскресений до Великого поста посвящены определенным темам, которые помогают человеку подготовить себя к Святой Четыредесятнице. Это Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Неделя о Страшном суде (Мясопустная) и Неделя, в которую вспоминается Адамово изгнание из рая (Сыропустная, или Прощеное воскресенье). Предпоследнее воскресенье называется Мясопустным потому, что тогда последний раз перед Великим постом вкушается мясо. Последнее воскресенье именуется Сыропустным, так как в этот день происходит заговенье на пост. Две из четырех недель между этими воскресеньями являются сплошными (нет поста в среду и пятницу). Седмица после Недели о мытаре и фарисее (в этот промежуток времени можно вкушать все продукты) и седмица перед Прощеным воскресеньем (тогда можно употреблять все продукты, кроме мяса).

Но, конечно, это только телесный пищевой пост. Духовная же суть подготовительных недель перед Великим постом, мне кажется, очень хорошо выражена в синаксаре (с греческого «сборник») Недели о мытаре и фарисее: «Прежде всего, в первую подготовительную седмицу, отцы предлагают нам притчу о мытаре и фарисее. Подобно тому как идущие на войну вначале проходят учения под руководством военачальников – чтобы, очистив и отточив оружие и все остальное хорошенько подготовив, устранив все препятствия, тщательно вооружиться для боя и позаботиться обо всем необходимом. Еще до сражения воеводы многократно приводят им боевые девизы, притчи, рассказы, разжигающие в них боевой дух, а всякую леность, боязнь, уныние и прочее зло отгоняющие. Так и божественные отцы предвозвещают грядущую в пост битву с демонами, чтобы нам освободиться от принятых в душу страстей и накопившегося за долгое время яда, а затем постараться приобрести те из добродетелей, которых не имеем, и таким образом, готовыми, во всеоружии приступить к постным подвигам.

Поскольку главное оружие для завоевания добродетели – это покаяние и смирение, а препятствие к достохвальному смирению – гордость и превозношение, то отцы прежде всего предлагают нам для размышления нынешнюю притчу из Божественного Евангелия. Пример фарисея призывает избавиться от страсти гордости и высокомерия, пример мытаря – приобрести противоположные этой страсти покаяние и смирение. Гордыня, надменность – главная и худшая страсть, потому что именно из-за нее ниспал с неба диавол, бывший некогда светлой денницей, а ставший мрачной тьмой. Из-за этой же страсти наш родоначальник Адам был изгнан из райского сада. Таким образом, этими примерами святые учат не превозноситься своими добродетелями, не враждовать на ближнего, но всегда хранить смирение: ибо Господь гордым противится, а смиренным дает благодать. Лучше быть грешником и каяться, чем быть праведником и превозноситься. “Говорю вам, – сказал Господь, – что мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели фарисей”. Эта притча призывает не превозноситься никому, хотя бы и был добродетелен, но всегда смиряться и всей душой молиться Богу, хотя бы и впал во глубину зол, – ибо спасение недалеко».

Одно из главных оружий православного христианина в духовной брани – это смирение. Главный же грех диавола – гордыня, которую можно приобрести, кстати говоря, довольно просто аскетическими физическими подвигами, не сопряженными с сокрушением, смирением сердца и покаянием.

Потому сплошной седмицей, мне кажется, Церковь показывает православному христианину, что и пост, и молитва, и Таинства, и сами храмы Божии – не самоцель, но суть благодатные средства для того, чтобы каждый человек смог с помощью жертвенной любви к Богу и к людям, с помощью непрестанной сердечной умной борьбы с грехом, с помощью смирения как необходимого орудия построить главный свой храм – души своей. И потому святые отцы заведомо приуменьшают-принижают пост телесный, чтобы показать, что пост духовный, состоящий в безжалостной борьбе с самим собой и с бесами да страстями, с одной стороны, и в открытии в себе всепрощающей любви к людям, с другой стороны, гораздо важнее.

Неделя о мытаре и фарисее словно бы настраивает душу человеческую, как камертон, на верную чистую ноту великопостную. Ее молитвословия словно бы говорят: «Не будь фарисеем самодовольным, но будь мытарем сокрушенным, который почитает себя больным, изъязвленным грехом, который почитает себя недостойным помилования, но все-таки от всей своей души надеющимся на него. Надеющимся и получающим его. Ведь жажда Бога, жажда исцеления у мытаря очень велика. И потому Господь является ему и оправдывает страдальца».

Потому, дорогие братья и сестры, очень важно в Великий пост войти не царями «совершенными» и не актерами, «играющимися в святых да преподобных», но больными смертельной болезнью греха, которые легли на хирургический стол Великого поста, обнажили свою гнойную рану и со слезами и надеждой ждут, когда явится Врач, чтобы исцелить.

Важно только искренно из глубины души исторгнуть этот покаянный, но такой спасительный крик: «Боже! Милостив буди мне, грешному!»

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (61) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

2 декабря - Пророка Авдия

Пророк Авдий - один из 12-ти малых пророков. Жил приблизительно в IX веке до Р.Х.. Написал самую маленькую по объему среди книг Ветхого Завета книгу пророчеств, в которой провозвестил суд над всеми народами и обетование о спасении Израиля... далее

Свт. Филарета, митр. Московского

Святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) — митрополит Московский и Коломенский, действительный член Императорской Российской академии; почётный член Императорской Академии наук и впоследствии академик по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века. Митрополит Филарет заслуженно считался одним из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви. Соединив в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был одним из тех людей, которые избраны Самим Богом к миссии высшего духовного водительства. Помимо блестящих способностей, он обладал дивным даром красноречия - потом его называли Русским Златоустом и сравнивали с ним только слог Карамзина... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »