«Наблюдайте, как вы слушаете» (Лк. 8, 18)
По выражению апостола, Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). Ради этого Господь, словно зерно в землю, «всевается» в душу каждого человека (ср. Мк. 4, 14). И подобно зерну, которое прорастает не одной своей внутренней силой, но требует и благоприятной почвы, Бог действует настолько, насколько человек предоставляет Ему эту возможность.
Множество людей услышали проповедь Спасителя во времена Его земной жизни, но одни из них остались безучастными, другие вскоре утратили интерес или устрашились трудностей, и только немногие стали апостолами. Сам Христос условием прорастания слова Божия называет внимание: «Наблюдайте, как вы слушаете» (Лк. 8, 18), – обращается Он к ученикам.
Реакция на слово о спасении бывает различная, ибо все слушают его по-разному. В притче о сеятеле Спаситель указывает на три основные причины, по которым люди воспринимают евангельское учение не так, как должно, и души их остаются бесплодными, ибо многие слушают, но не слышат (ср. Мф. 13, 13). Господь образно сравнивает души таких людей с проезжей дорогой, каменистой почвой и зарослями сорняков.
Образ дороги, на которую падают семена, весьма нагляден. Можно представить современное скоростное шоссе с тысячами мчащихся по нему машин. Вот упало на такую дорогу семечко. Много ли у него шансов прорасти? Конечно же нет, оно тут же будет раздавлено! Именно такая магистраль – душа человека, который сосредоточил свою жизнь на чем-либо или ком-либо помимо Христа.
Представьте: идет человек по улице, думает о своем и краем уха слышит обрывки чужих речей. Он воспринимает их как шумовой фон, тут же забывая услышанное, будучи поглощен своими мыслями. Так и человек с душой-шоссе, он занят исключительно своим – тем, что всецело наполняет его жизнь, к чему он стремится, устраивая свое существование автономно, то есть отдельно от Бога. Такой человек закрыт от евангельской проповеди, как земля слоем асфальта. Вопросы духовной жизни ему безразличны, поскольку в центре внимания такого человека находятся его собственные амбиции, выгода, благополучие, комфорт, удовольствие, власть, карьера или что-либо иное преходящее, лишенное вечной жизни.
Один наш современник, известный атеист, признался, что пережил несколько жизненных ситуаций, когда был готов поверить в существование Бога, но всякий раз преодолевал в себе возникавшую готовность принять веру. Бог не достучался до сердца, укатанного до бесчувствия принципиальным неверием. Господь ощутимо для самого атеиста призывал его к Себе, но тот не дал Богу даже малой возможности прорасти в своей душе.
Полностью устремленный к земным ценностям человек, даже если он не отвергает Христа и Его заповеди, и даже церковную жизнь, все равно смотрит на них скептически, оценивая их «со своей колокольни»: одно принимает, другое отвергает, а третье переиначивает в соответствии со своим внутренним устремлением. Он совершает дело спасения так, чтобы оно не мешало ему заниматься своим основным, магистральным делом. Например, если для человека важнее всего его здоровье, то он будет соблюдать пост, чтобы оздоровиться, сбросить лишний вес и иметь хороший внешний вид. Причащаться же он не пойдет, потому что началась эпидемия, а в храме полно людей и можно заразиться. Богу он не доверяет, бережет свое драгоценное здоровье сам.
Когда речь идет о такого рода людях, обычно вспоминают богача, который занят исключительно своим бизнесом, сделками, счетами, приумножением недвижимости в разных точках мира и тому подобным. Но это может быть также и любая домохозяйка, которая поглощена своим вязанием, или студент, захваченный компьютерной игрой, – словом, любой человек, для которого на первом месте что-то свое, а Христос – уже где-то дальше. И неважно, что именно занимает место, которое должно принадлежать Богу: миллионные счета, моток шерсти со спицами или онлайн стратегия.
Поистине человек – тот самый камень, который Создатель не в силах сдвинуть без самого человека. И наша собственная воля – единственное, что мы можем принести Господу в дар от себя самих. Подлинная вера ставит Бога в центр жизни человека, добровольно подчиняет Его воле и исполнению Его заповедей все свои дела, слова и сердечные привязанности без остатка. В этом аспекте вера не только признание, что Бог существует, а ежедневный, постоянный подвиг Его почитания и устремленности быть с Ним. Вот основание, на котором строится все здание нашего спасения.
Митрополит Калужский и Боровский Климент
Источник: Вечерняя Москва
Просмотрено (44) раз