Какой смысл в посте и кто его придумал? | Воскресенский храм (старый) г. Вичуга

Выбрать страницу

Какой смысл в посте и кто его придумал?

Что стало основой Великого поста в Православной Церкви?

Евхаристия определяется как церковное Таинство, высшим проявлением которого является причастность человеческого к Божественному вследствие приобщения к Телу и Крови Христовым. Поэтому это Таинство и обозначается как Причастие.

Этимологическое происхождение слова «евхаристия» – от греческого глагола ευχαριστέο (быть благодарным, благодарить). Соответственно, образуется имя существительное ή ευχαριστία – благодарность, благодарение. В данном случае благодарность, признательность за милость Божию, с помощью которой человеческая немощная природа приобщается к Божественной. В Евхаристии такое приобщение достигает предельного значения, отчего это Таинство является кульминационным средоточием церковных Таинств. В нем осуществляется исчерпывающее проявление Божественной любви и жертвенности по отношению к человеку. В Евхаристии Богообщение достигает своего апогея, поэтому к человеку предъявляются особые требования для участия в ней.

Чтобы приобщиться к Божественному достоинству, необходимо духовно очиститься, подготовиться к столь непосредственной встрече с Богом. Эта непреложная истина очевидным образом присутствует в Священном Писании.

Таким приготовлением, естественно, является пост, в котором человеческая природа предельно сосредотачивается на очищении от греховной скверны, чтобы приблизиться к Божественной Святости и таким образом приобщиться к источнику Божественной благодати.

Выразительным свидетельством такой необходимости можно считать сорокадневный пост Моисея (Втор. 9:18), новозаветным исполнением Божественной жертвенности стал сорокадневный пост Спасителя (Мф. 4:1–2, Лк. 4:1–2).

Сорокадневный пост, на который указывает Священное Писание, – основа Великого поста в духовной практике Православной Церкви. Он и предполагает очищение, приготовление к принятию Голгофской Жертвы Спасителя, предваряемой Тайной Вечерей, обозначившей сущностное содержание Таинства Евхаристии. Поэтому в широком сотериологическом аспекте Великий пост имеет и евхаристический смысл, поскольку очищает и готовит нас к соучастию в самой великой жертве, Голгофской, и причастности к самому великому событию – Воскресению Христову.

В Ветхом Завете многократно упоминается о необходимости поста в обращении человека к Богу как очистительного действия для полноценного осуществления такого обращения и общения: 1 Цар. 7:6, 3 Цар. 21:9, 2 Пар. 20:3, Езд. 8:21, Неем. 1:4, Есф. 4:3, Иер. 14:12, Дан. 6:18, Иоиль 1:4, Зах. 7:1–7. На обязательность такой духовной предпосылки указывает и Новый Завет: Лк. 2:37, Деян.13:2–3, Мф. 6:16–18, Мк. 2:18–20, Лк. 5:33–35.

Сам Спаситель предписывает пост и молитву как основополагающее условие духовного совершенствования, позволяющее быть человеку в спасительном Богообщении (Мф. 17:21). А поскольку Евхаристия является высшим проявлением Богообщения, то необходимость подготовительного поста к ней становится вполне очевидной.

Имеются указания на это и в Священном Предании. Духовная практика Древней Церкви отмечена в «Учении двенадцати апостолов» (Дидахэ): «Если кто свят, пусть приступит. В Церкви исповедуй согрешения свои и не приступай к молитве с дурной совестью. В день Господень, собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедовав прежде грехи свои, чтобы чиста была жертва ваша».

Св. Игнатий Антиохийский (Богоносец): «Старайтесь чаще собираться для Евхаристии Божией и для прославления Его; ибо если вы часто собираетесь для этого, то низлагаются силы сатаны (постом и молитвой) и гибельное дело его разрушается единомыслием вашей веры» (Послание ефесянам).

Святой Иустин Философ (Мученик): «С молитвой и постом просили у Бога отпущения прежних грехов. Пища эта называется у нас Евхаристией, и никому другому не дозволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего» (Первая апология).

Следовательно, пост и молитва в евхаристической практике Церкви осуществлялись как непременные условия для Евхаристического Богообщения. Итоговым обобщением этого требования является церковно-уставное положение в статье Типикона под рубрикой «О причащении Христовых Таин»: «Готовящемуся к причастию святых Христовых Таин надлежит быть в воздержании всю седмицу в посте и молитве, и трезвости совершенной, и тогда со страхом и великим благоговением принять Пречистые Тайны».

Протоиерей Александр Гук,
кандидат богословия СПбДА,
научный сотрудник Богословско-исторического
научно-исследовательского центра
имени архимандрита Василия (Пронина)
(Мукачевская епархия)

Просмотрено (45) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
29 апреля — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

25 апреля - Иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы) с водосвятным молебном
Живоносный источник — икона Божией Матери. В православной традиции Богоматерь Живоносный Источник прославляется как Источник жизни, ибо от Нее произошел Христос — Путь, Истина и Жизнь. Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый пасхальный день. Пятница Светлой седмицы выделяется особо: тем, что в этот день впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах Русской Православной Церкви, и тем, что в самом богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник». Появление этого образа связано со следующим чудесным событием... дальше

Радоница

29 апреля - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 27 апреля. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

22 апреля — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

25 апреля — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

26 апреля — Суббота Светлой седмицы. Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

27 апреля — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее » Иконы Божией Матери Виленской - Остробрамской далее »