Почему в нашей жизни все плохо?
Что такое человеческая жизнь? Почему мы приходим в этот мир и уходим из него? Почему жизнь одного человека непостижимо коротка, а другого — длинна и иногда даже мучительно? Почему кто-то живет в роскоши, а кому-то приходится едва сводить концы с концами? Почему в этом мире столько несправедливости? Почему есть болезни и смерть? Почему…
Написано на роду?
На самом деле все эти вопросы не новы, они задавались, и будут задаваться всегда, потому что ничего нового в этом мире, к сожалению, нет. Меняются поколения, возможности людей, скорости и технические средства, но люди в целом не становятся другими.
В Сети, у мониторов, спорят о многодетности и политике, грызутся между собой либералы и патриоты, взрываются памятники тысячелетней давности, а на панических новостях с нефтяных рынков кто-то сметает в магазинах гречку. Кому-то грустно оттого, что в этом месяце он не купил себе последний айфон, а кто-то вынужден прислушиваться к звукам артиллерийских залпов, выгадывая, с какой стороны они в этот раз раздались. Эти люди могут говорить на одном языке и даже жить друг от друга в какой-то сотне километров. Просто печали у них не похожие. И ценности в жизни несколько различаются.
Человек родился. Несколько лет он находится в атмосфере абсолютной радости и заботы, его кормят, одевают, купают, его любят, любят не за что-то, просто так. С этого начинали почти все. Что же с нами происходит, когда наша жизнь становится более самостоятельной? Почему два мальчика из одного подъезда и от родителей с примерно одинаковым достатком имеют такие разные судьбы? Неужели в этом мире что-то без их ведома поворачивается так, что одному открываются большие возможности, а другого еще до 30-летия увозят в похоронном «пазике» куда-то за город? Неужели все это случилось, потому что так было «написано на роду»?
А может быть, иначе задать вопрос? Может, дело в нас самих? И если жизнь – это дар, который дается только однажды, то как мы сами распоряжаемся этим даром? Вот самое важное…
Хитрее Адама
Мы не просто живем, кроме самой жизни мы обладаем еще одним удивительным подарком. Мы абсолютно свободны. Мы имеем возможность принимать те или иные решения, говорить или молчать, верить или не верить, прощать или не прощать, бороться или сдаваться. Нет никаких условий или обстоятельств, кроме, пожалуй, смерти, что отнимали бы у нас возможность совершить волевое действие, принять решение или же совершить поступок.
В своей пастырской деятельности, в беседе с людьми, которые приходят и очень часто сетуют на то, что жизнь ломается, что ничего не выходит, что все пропало, и ничего не вернуть, я вспоминаю притчу об одном богатом человеке, который пришел к старцу за советом.
Ничего нового человек не рассказал: его жизнь сломалась, жена ушла, дочь безнадежно больна, сын не общается с ним, а дело всей его жизни в связи с экономическими трудностями пришло в упадок. Старец посоветовал ему успокоиться, привести в порядок самого себя, жить так, как он живет, молиться и не впадать в отчаяние. А на двери своего уже почти пустого дома повесить надпись: «Все это скоро пройдет».Человек послушался старца и сделал так, как он велел. А через некоторое время вернулся к нему с радостью, поблагодарил и рассказал, что в его жизни все чудесным образом изменилось к лучшему. Старец благословил его и сказал: «Живи, благодаря Бога, но надпись с двери не снимай».
Бог. Есть ли Он в нашей жизни? Каждый ответит на этот вопрос по-разному, и это разнообразие — тоже результат того великого дара свободы, который был нам однажды дан. Быть рядом с Ним, жить по Его заповедям, или не быть и не жить – это право и выбор каждого. Люди все очень разные, но во всем мире и в веках нашего земного бытия не было ни одного человека, которого бы Бог не любил. Не любил бы так, как если бы он был единственным во Вселенной.
И хотя нет ничего нового под солнцем, и из поколения в поколение мы торжественно несем себе самим и своим внукам одни и те же грабли, в этом мире не повторился ни один человек. Как некогда был только один Адам, так в своей удивительной неповторимости живет, рождается и умирает каждый пришедший в этот мир.
Мы живем со своей мудростью, гласящей, что «что-то там во Вселенной есть», некий «разум», «высшая сила», «абсолют» и прочее. Мы живем, оправдываясь, что Бог должен быть в душе, все остальное не важно. Но эти мудрствования есть не что иное, как повторение ошибки самого Адама, который в тени деревьев постарался спрятаться от Бога. Мы прячемся от Него тоже, просто мы уже хитрее Адама, так как тот спрятался от стыда своего и страха, а нам порой просто неудобно жить, зная Бога, зная, что многие наши поступки обличаются совестью, которая свидетельствует нам о нашей неправоте. А совесть — это не просто «нечто в психике», это – то, очень часто незаметное нами, место в нас самих, где еще иногда ютится Бог.
Но нам больше нравится успокаивать себя тем, что Бога никто нигде не видел, а остальное «от человеков».
Луна в Козероге, каша – в голове
А вот гадать на обитателях зоопарка и прочей твари, по какой-то логике приуроченной к тому или иному году, – это нам нравится и сомнений не вызывает. Искать ответа у погасших звезд, золотить ручку шарлатану или начинать опасную игру с оккультизмом – это легко. Это легче, чем открыть Библию. Это легче, чем постичь, почему Сын Божий пришел в этот мир в нищете и сделал это так незаметно? Почему Он не взял и не явился грозным царем и судией, почему не навел в одну секунду порядок, и вообще – «почему не собрались все добрые и не убили всех злых?!».
Но есть одна очень верная и тоже почти незаметная мысль. Все то, что написано в самой главной для нас, христиан, Книге, — все это о том, как Небесный Отец сквозь мрак веков и тысячелетий ищет всех нас, разбредшихся во времени и пространстве. О том, что человек ушел из радости и полноты жизни во мрак и смерть, но его Создатель отправился вслед за ним, чтобы найти свое создание, и не просто найти, но и сделать его сыном или дочерью Света. И настолько сильна была Его любовь к каждому из нас, что прежде времени и всего, что совершилось, и еще будет совершаться, Его единородному Сыну надлежало стать одним из нас. И умереть.
Бог, вышедший на поиск человека, — разве это не любовь настоящего Отца? Отчего-то человеку «разумному» проще верить в безликий абсолют, чем принять простую и важную мысль об Отце, радеющем о Своих детях.
Но, даже приняв, мы продолжаем недоумевать. Если у нас есть всемогущий Отец, почему не взять и не начать все заново? Почему нас, грешных и дурных, не сделать идеальными и чистыми и не поселить в правильный и прекрасный мир, где и следа не будет от воспоминаний о грехе и смерти? Да потому, что этого не хочет сам человек!
Люди спрашивают: отчего же Бог не останавливает беззаконие и тиранию, почему он терпит несправедливость и зло? «Вот поверю, если все изменится и будет прекрасно…» Но из этого следует другой вопрос: а отчего вы сами себя не останавливаете, когда злитесь, мстите, ненавидите, оскорбляете, унижаете и лжете? Не имеете ли вы свободу поступать иначе? Так не правильнее ли искать причины зла и несправедливости не в небесах, а в своем собственном устроении?
Тревожные сигналы
Что в сердце человека? Не получил же он его, как служебную квартиру с мебелью, сам же все «устраивал», сам распоряжался. Не сами ли мы выбираем свой путь? Не в результате ли наших собственных идей, мыслей и решений мы становимся нами? Какая же тогда судьба? Что там еще и где написано?
А вопросы остаются. Почему нам так плохо? Почему трудно принимать то, что приходит в жизнь горькой чашей и тяжким испытанием? Как сделать так, чтобы стало легче?
Если Бог последовал за нами и в поисках нас, то идти Ему приходится по непростой и запутанной дороге, и исправлять ее односекундно будет, наверное, неправильно по отношению к нам самим. Потому что против воли. Исправить пройденное нельзя, но можно скорректировать дорогу впереди. Правда, если этого захочет сам идущий.
Иногда мне кажется, что все неприятности в нашей повседневности есть некий тревожный сигнал о том, что мы стремительно приближаемся к чему-то очень плохому, что может быть еще хуже и тяжелее. Что это как красная лампочка, как повышенная температура. Без нее нельзя узнать, что организм инфицирован. Высокая температура есть признак борьбы организма с инфекцией. Страшнее, если ее нет. Неприятно, да, но если она есть, значит, надо лечиться.
Так и в нашей жизни. Человек жалуется, что у него все плохо. Может, пора навести порядок в себе самом? Грязи не свойственно исчезать самой по себе, зато умножаться и каменеть она очень любит.
Мы задаем очень много вопросов к жизни. К Богу. К другим людям. И очень редко — самим себе. Чаще всего в темной комнате выключатель может быть гораздо ближе, чем нам кажется. Не лучше ли поискать его ближе к выходу?
Справедлив ли Бог? К счастью, нет. Бог милостив. Да, скорее всего, завтра не прекратятся бомбежки Пальмиры или же бои под Донецком. Но, возможно, если кто-то из нас сдержится в эмоциях, когда его кто-то «подрежет» на дороге или нахамит в магазине, если мы сможем простить, не отомстить и быть милосерднее, — то зла в мире станет меньше, и всякой страшной войне придет конец.
Газета «Саратовская панорама» № 03 (1084)
Священник Андрей Мизюк
Православие и современность
Просмотрено (138) раз