Выбрать страницу

Вербное воскресенье: история, как праздновать, зачем освящать вербу

Зачем православные верующие спешат в этот день в храм с пучками пушистых верб, рассказывает архимандрит Спиридон (Ходанич).

– Отче, какова история праздника Входа Господня в Иерусалим?

– Великий двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим по-особому переживается в нашей душе, наполняя ее чувством великого благоговения и трепета. Невозможно говорить о нем без всецелого внутреннего сердечного переживания, ведь это праздник особой скорби, особой радости, надежды и утешения! Он является великим уроком от Великого Учителя.

Упоминание о празднике встречается еще у Амвросия Медиоланского (ок. 340 г.) и Епифания Кипрского (конец III – начало IV в.), а его изображения находят на саркофагах IV века.

Как говорит нам евангельское чтение в день праздника: «За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним… Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!..» (Ин 12:1–18). Символичны эти библейские стихи. Каждый раз таинственно участвуя в этом великом празднике, а не просто вспоминая события, которые совершились две тысячи лет назад, вновь и вновь до глубины души проникаешься любовью к нам, грешным, которая движет Господа на вольную страсть. Когда Спаситель приблизился к Иерусалиму и перед Его взором открылась вся панорама города, Он приостановил шествие и заплакал: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19:42–44). Какая скорбь в этих словах! Вокруг Христа радость и ликование народа, даже грудных детей, но что в душе Его? Страдает сердце Всеведущего Спасителя от того, что не поняли его миссии, не приняли Его Царства, не ответили на Его любовь. Ложная радость иудейского народа, встречающих Спасителя как земного Царя и Избавителя от Римского ига, уже совсем скоро обернется совсем иным «ликованием»: «Распни Его!» По земным меркам момент входа Господня в Иерусалим – это вершина успеха Спасителя. Уже совсем скоро эта вершина начнет стремительно падать вниз, достигая Страстной седмицы, Голгофы. Как ведет Себя Спаситель на этой вершине? Казалось бы, нужно въехать в город, как и подобает царю: на белом коне. Но Господь въезжает кротко и смиренно на осле (на Востоке въезжать в город на осле – символ мира, верхом на коне – символ войны), давая урок всем нам: как нужно себя вести на вершине нашего карьерного роста, ведь с тех давних времен два понятия, постоянно соседствуя, сопутствуют нам, вопия: «Осанна в вышних Богу!» и «Распни Его!» Очень важно, дабы не ошиблось наше сердце…

– Как праздновать Вербное воскресенье и зачем освящать веточки вербы?

– Как и все праздники, а особенно великие двунадесятые, мы празднуем и проводим с Господом в Его Доме – храме. Прочувствовать максимальную благодать и радость, участие можно, приобщившись Святых Христовых Таин и соединившись со Христом теснейшим образом.

Во время Входа Господня в Иерусалим люди встречали Спасителя с пальмовыми ветвями и постилали по дороге свои одежды. Так как у нас не растет пальмовое дерево, как на Востоке, мы используем ваия, т. е. вербу. Верба первой просыпается у нас от зимнего сна, словно, по слову Божественного Писания, проповедует о воскресении мертвых, о том, что впереди весна жизни, а все скованное морозом оживет и покроется листьями, украсится цветами.

Согласно церковному Уставу, благословение ваий совершается через каждение и чтение молитвы. Но у нас с давних пор есть обычай окроплять ваии святой водой (см.: Настольная книга священнослужителя. М., 1983. Т. 4. С. 550).

– Освященную вербу нужно хранить весь год?

– Существует такая благочестивая традиция хранить освященную веточку в течение года (до следующего освящения) дома в святом углу в знак воспоминания событий Входа Господня в Иерусалим. Нужно помнить, что верба освящена и выбрасывать куда угодно ее нельзя. Следует сжечь сухую веточку, а пепел закопать в месте, которое не попирается ногами, либо пустить в текущую реку. Если же мы хотим сохранить вербу, то, принеся ее из храма, кладем в вазочку с водой и потом высаживаем.

– Нужно ли печь специальные хлебцы с почками освященной вербы?

– Такое действие из области народной традиции и является суеверием, имеющим языческие корни. Например, на Руси существовал на Вербное воскресенье обычай печь особые хлебцы по количеству членов семьи, в один из которых клали монету. Кому доставался этот хлебец, тот, по поверью, должен быть счастливым и удачливым целый год. Думаю, для верующего человека комментарии излишни. К сожалению, таких суеверий тьма, люди кушают вербу, бьют ею друг друга и т. д., но не знают сути самого праздника. Очень часто идут в храм не ради Христа, а ради вербы. Все это пережитки безбожного прошлого.

Напомним еще раз для таковых: верба не имеет никакого духовно-целительного свойства, не является оберегом! Это символ воскресения и напоминание о празднике!

– Что разрешается есть за трапезой в этот день?

– Церковный Устав нам говорит: «На трапе́зе утеше́ние, яди́м ры́бы и вино́ пие́м, благодаря́ще Бо́га» (Типикон, гл. 49, «В субботу ва́ий вечера»).

– Как-то надо по-особому украшать свой дом в этот праздник?

– Никаких церковных постановлений и указаний по этому поводу не существует.

Архимандрит Спиридон (Ходанич)
Беседовала Наталья Горошкова
Православная Жизнь

Просмотрено (510) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном


В исцелении расслабленного, человека, который был болен в течение тридцати восьми лет, нам показано, как велика сила и любовь Господня, которая воистину побеждает всякое зло, всякий грех и дает радость там, где безысходная скорбь... далее

Скоро праздник

13 мая - Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского

Святитель Игнатий Брянчанинов - богослов, ученый и проповедник. Несмотря на сословную принадлежность дворянству, принял монашеский постриг. Пробыв послушником в нескольких монастырях, стал настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом. Написал несколько сочинений о христианской жизни, примененное к требованиям современности: «Аскетические опыты», «Аскетическая проповедь», «Приношение современному монашеству», «Отечник». В его писаниях ясно раскрывается сущность правильного духовного пути, а также разъясняются те тонкости духовного делания, которые могут быть неверно истолкованы при чтении древних аскетических трактатов... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

10 мая — Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном далее »

13 мая — Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского далее »

14 мая — Преполовение Пятидесятницы далее » Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее » Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» далее »

15 мая — Перенесение мощей блгвв. кнн. Бориса и Глеба далее »

16 мая — Прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского далее »