Почему Иуда предал Христа?
О предательстве Иуды Искариота – архимандрит Сильвестр (Стойчев) профессор КДА.
Идет Страстная седмица. Каждый день вспоминается какое-либо евангельское событие. В Великий Четверг читается Евангелие, в котором повествует о целом ряде событий: Прощальная беседа, Тайная Вечеря, Предательство Иуды…
Иуда. Апостол и предатель. Фигура вызывающая глубокое негодование, даже отвращение, и при этом трагическая.
В Писании ничего не сказано о его призвании. Он просто апостол, так сказать, без предыстории… Говорится, что «он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин. 12:6).
В основном имя Иуды упоминается в повествовании о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Иуда: вор, лицемер, предатель. И все же он был с Господом все 3.5 года, и был в числе 12… Чего он ждал от Христа? Чего хотел от Него? Зачем следовал за Ним?
Мы не поймем этого, если будет рассматривать Иуду отдельно от 12-ти. Посмею предположить, что чаяния Иуды были такими же, как и остальных апостолов. Я имею в виду, ожидания славы и торжества. Ведь если читать Евангелия эти ожидания 12-ти, споры о первенстве, о совсем положении, о желании сесть по правую и по левую сторону не оставляют апостолов вплоть до последних дней жизни Христа. Христос уже «грядет на вольную смерть», а у апостолов нет-нет да вспыхнут споры о чести, о месте, о первенстве.
И в этом смысле Иуда, хотя Писание не говорит об его участии в этих спорах, переживает о том же: о славе, о месте, о вознаграждении… Иоанн Богослов говорит, что Иуда был вор (Ин. 12:6). Видимо, как хранитель ковчежца с деньгами, Иуда временами награждал сам себя. Свт. Иннокентий Херсонский со совественным ему красноречием писал, что этот ковчежец стал для Иуды своеобразным ковчегом завета. Только не с Богом, а с диаволом. Так как ковчежец с монетами символизировал все, чего на самом деле хотел Иуда.
Три с половиной года на самом деле немалый срок, а учитывая постоянное странствование и связанные с этим лишения, эти годы переносились с трудом, а ожидаемого торжества так и не наступало… Если попытаться понять психологию поступка Иуды, то, прежде всего, следует ответить на вопрос веровал ли Иуда в мессианство Христа? И ответ будет положительным. В противном случае и следование за Христом и вхождение в число избранных теряет смысл. Если бы Иуда не верил в мессианство Христа, он бы за Ним не пошел.
У некоторых персонажей есть такая черта характера «получить все и сразу». В противном случае начинается сомнение, разочарование, озлобление. Иуда был из таких персонажей… Поэтому хотя он последовал за Христом и проходил с Ним три с половиной года, он, в конце концов, начал сомневаться. Сомнение, отсутствие ожидаемого – вот основной лейтмотив действий Иуды.
Богословами и библеистами разных конфессий высказывались всевозможные точки зрения на мотивацию Иуды. Условно можно выделить два основных ответа:
1. Иуда, сначала поверив в Христа, потом разочаровывается, перестает верить. И им движет ненависть ко Христу. Желание получить удовлетворение за потраченные годы, силы, за неисполненные ожидания и мечты. То есть по сути Иуда банально хочет отмстить Тому, с кем он связывает крушение своих надежд. И получение 30 серебряников в этой страшной схеме предательства далеко не главное (30 серебряников не такая уж и большая сумма). 30 серебряников лишь небольшая компенсация за 3.5 года… Но главное это отомстить ненавидимому.
2. Иуда не оставляет надежды на воцарение Христа. Он продолжает верить, что Он может победить всех врагов. Ведь Христос творил чудеса, свидетелем которых был Иуда. Поэтому Иуда ищет возможности спровоцировать Христа на явления Себя в силе и славе. То есть Иуда создает провокативную ситуацию, в которой, как он ожидал, Христос вынужден будет явить всю Свою силу, и, таким образом, произойдет торжество Христа и его учеников. Таким образом, Иуда стремился получить чаемого при помощи своеобразного марш-броска. Такой точки зрения на мотивацию Иуды придерживался известный дореволюционный публицист прот. Павел Алфеев. Также упоминает это мнение в своей книге «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» свт. Иннокентий Херсонский.
Иуда предатель. Иуда лицемер. Он принял решение предать Христа, но при этом присутствует как не в чем не бывало на Тайной Вечере. И когда Христос говорит учениками, что один из них предаст Его, вместе с другими взволнованными апостолами, Иуда вопрошает «Не я ли. Господи?»
Возникает вопрос: зачем врагам Христовым понадобился Иуда? Неужели они не могли найти и арестовать Его сами? Отвечая на это, следует вспомнить Вход Господень в Иерусалим. Христа встречают толпы. День тайной Вечери и последующие дни – это дни приготовления и сам праздник ветхозаветной Пасхи. То есть то время, когда Иерусалим переполнен приезжими. Многие из которых видели и слышали Христа в других местах Палестины. То есть первосвященники и их сторонники боялись общественных беспорядков в случае если они решаться арестовать Христа перед народом. Поэтому им нужно было удобное время и удобное место. Иуда указал им и то, и другое.
Однако, зачем Иуда пошел сам с врагами Христовыми? Неужели они не знали, как выглядит Христос? И не смогли бы его арестовать? Иуда вполне мог обойтись так сказать наводкой: Он там-то, в такое-то время, будет одет в то-то?
Ведь преступники, как правило предпочитают не светится. Иуда мог бы взять свои 30 сребреников и уйти восвояси. Но нет… Думаю, ответ на эти недоумения нужно искать в своеобразной психологии тех, кто испытывает к кому-то сильную ненависть и желание навредить. Тут ключевым моментом является даже не сам наносимый вред, а своеобразное торжество! Мол, вот посмотри и пойми, кто тебе это сделал! Знай, кто источник твоей беды! Именно ради этого сиюминутного ликования над уничижаемым и желает Иуда лично предать (в смысле передать) Иисуса врагам.
Иуда раскаялся. И повесился. Почему так? Иуда раскаялся, но не покаялся… То есть он понял, что погубил невинного, но при этом он не исправляет образ мыслей (покаяние). Можно сказать, что Иуда поступает как атеист. Он может признать свою неправоту, свое преступление, но он не может покаяться, так как не верит в Бога милующего, в Бога прощающего, в Бога восстанавливающего. Для него за раскаянием – отчаяние, выхода из которого нет. Можно предположить, что Иуда не ожидал такого действия как раскаяние. Он был уверен, что ничего с ним не будет.
Для иллюстрации этой мысли можно привести Смердякова из «Братьев Карамазовых». Достоевский отлично показал действие этого неожиданного эффекта на убийцу. Смердяков в Бога не верил. И в совесть не верил. Он думал, что как убьет старика Карамазова, то никаких мучений не будет в прицепе (как может мучать то, чего нет?). Но тут оказалось, что что-то его грызет, мучает. Но Смердяков все равно в Бога не уверовал. Так что избавление от мучений только одно – повеситься. И Иуда, и Смердяков так и сделали: повесились.
Архимандрит Сильвестр (Стойчев)
Православная Жизнь
Просмотрено (63) раз