История праздника Пасхи
Светлый праздник Воскресения Христова наименован Пасхой (Пасха – от герч. pascha, от др.-евр. песах, букв. – прохождение) по внутреннему соотношению с вехозаветным праздником Пасхи.
Он так был назван в воспоминание того события, которое произошло при исходе евреев из Египта (Исход 13:8): ангел, погублявший первенцев египетских, видя кровь пасхального жертвенного агнца на дверях еврейских жилищ, проходил мимо (евр. «песах»), оставляя неприкосновенными первенцев еврейских.
Сообразно с этим ветхозаветным воспоминанием и Праздник Воскресения Христова, обозначая прохождение от смерти к жизни и от земли к небу, получил наименование Пасхи.
Другое древнее толкование праздника, обязанное своим происхождением греческим экзегетам, связывает его с созвучным греч. «страдаю».
Пасха есть древнейший праздник христианской Церкви. Он установлен и праздновался уже в апостольское время. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания – о страданиях и о Воскресении Христа и посвящала её празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним.
Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования – Пасха страданий или Пасха Крестная и Пасха Воскресения. Сообразно с характером воспоминаний первые из этих дней чествовались постом, вторые – торжественной радостью.
Впоследствии эти дни получили названия Страстной и Светлой седмиц.
В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно время. На Востоке, в Малоазийских церквах, ее праздновали в 14-й день нисана (по нашему счету март – апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная Церковь совершала ее в первое воскресенье после весеннего полнолуния.
Попытка установить согласие между Церквами в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. I Вселенский Собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время.
Соборное определение о Пасхе до нас не дошло. С древнего времени Православные Поместные Церкви определяют дату празднования Пасхи по так называемой александрийской пасхалии: в первое воскресенье после весеннего полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия, в пределах между 22 марта и 25 апреля.
На VI Вселенском Соборе было разрешено другое разногласие о времени прекращения поста пред Пасхой: было постановлено прекращать пост в средние часы ночи после Великой субботы.
Праздник Пасхи со времени его установления был светлейшим, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.
От дней апостольских христианская Пасха, как и ветхозаветная, продолжалась семь или восемь дней, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до понедельника по Неделе о Фоме.
Отцы Церкви и церковные правила (VI Вселенский Собор, прав. 66) повелевают верующим во всю Светлую седмицу упражняться в храмах в псалмах, пениях и песнях духовных, радуясь и торжествуя о Христе.
Просмотрено (63) раз