Чудо нашего воскресения
Беседа на апостольское чтение Недели о Расслабленном.
Апостольское чтение Недели о Расслабленном предлагает нашему вниманию два чуда, сотворенные Богом через апостола Петра: исцеление Энея и воскрешение праведной Тавифы. Петр, еще совсем недавно отрекшийся от Христа, но уже покаявшийся и возрожденный благодатью Пятидесятницы, предстает перед нами как великий чудотворец. Вспоминаются слова Христовы: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин. 14:12). Интересно, что чудеса апостола Петра перекликаются с евангельскими знамениями Господа Иисуса.
Расслабленный неизвестной болезнью Эней похож на того парализованного человека, которого исцелил Христос в Капернауме. Как Спаситель сказал ему: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк. 2:11), так и Петр говорит Энею: «…Встань с постели твоей» (Деян. 9:34). Воскрешение Тавифы имеет много общего с воскрешением дочери Иаира. Петр высылает всех вон точно так же, как Иисус, и обращается к умершей почти теми же словами. Некоторые комментаторы придерживаются мнения, что если Петр говорил в момент воскрешения на арамейском, его слова отличались от Христовых только одной буквой. Спаситель сказал: «Талифа куми» (что значит «Девочка, встань!») (см. Мк. 5:41). А Петр произносит: «Тавифа куми» («Тавифа! Встань») (см. Деян. 9:40).
Для чего мы замечаем такие, казалось бы, мелочи? Через них мы можем видеть точное исполнение слов Христовых. Ближайший ученик Спасителя творит те же дела, причем похожим образом, и действительно больше творит. Из той же Книги Деяний мы знаем, что даже тень апостола Петра исцеляла (см. Деян. 5:15–16).
Надо отметить, что новозаветные образы разного рода больных есть изображение духовного состояния человечества до Христа. Отвечая на вопрос посланцев Иоанна Крестителя, Иисус перечисляет знаменательные факты, понимавшиеся в Ветхом Завете как некий «комплект» свидетельств о наступлении мессианской эры: «слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (см. Мф. 11:5; Ис. 29:18 и далее; 35:5 и далее; 61:1 и далее). Мы можем воспринимать данные свидетельства и прямо, и иносказательно. Слепые действительно прозревали, и мертвые воскресали, но также и физически здоровые люди при встрече со Христом переживали открытие внутренних очей сердца и духовное воскресение мертвых душ.
Поэтому всякие недужные, встречающиеся на библейских страницах, есть также отображение состояний наших душ. Хромой – это я, не идущий туда, куда Господь зовет, но неизменно сворачивающий куда-то в сторону, по зову своих желаний. Слепой – это тоже я, не замечающий своих грехов и при этом не видящий добрых качеств других людей. Прокаженный – снова обо мне, ибо моя душа гниет подобно коже прокаженного и по-человечески неисцелима. Лишь только прикосновение Христово очистит ее. В парализованном я также увижу себя, так как и я расслаблен страстями настолько, что в духовном смысле лежу и не могу подняться. И мертвый – тоже я, потому что мое «окамененное нечувствие» к Богу делает меня живым трупом.
Взглянем на само чудо исцеления. Интересно, что апостол Петр побуждает Энея к неким действиям, просит его приложить усилия, встать. Ему говорится: «Встань с постели твоей». Мы видим, что Бог спасает нас не без нас. Спасение и исцеление души и тела есть процесс синергийный. Нужна помощь Божия, соединенная с усилием человека. «Встань», – говорит каждому из нас Христос, чтобы и мы поучаствовали в таинстве нашего спасения.
Как часто мы просим у Бога исцеления без ясного понимания того, что и нам ведь необходимо как-то поменяться, совершить какое-то усилие. Или же просим здоровья только для того, чтобы продолжать жить по своей воле. А ведь исцеление должно сопровождаться покаянием – духовно-нравственным изменением человека. Исцелению тела должно соответствовать выздоровление души, и об этом также следует молиться и заботиться. Никогда не исцелится, например, наркоман, если у него не появится новая, христианская мировоззренческая установка. Не найдет помощи алкоголик, если не разберется со смыслом своей жизни. Без такого изменения души избавление от недуга не придет, ибо человек не знает, как и зачем жить.
Заметим еще следующее: апостол исцеляет Энея ни за что, ничего от него не требуя и не спрашивая. Мы даже не знаем, имелась ли у него хоть какая-либо вера. Христианином он вряд ли был, иначе об этом наверняка было бы сказано. Исцеляется он для знамения силы Божией, из жалости Божьей к его страданию и для уверения других в истинности христианства.
А вот о Тавифе уже просят верующие, ибо она подавала милостыню и занималась безвозмездным трудом для ближних (шила одежду). Отсюда также возьмем важную мысль. Нет нужды доказывать, что милостыню необходимо подавать. Но если даже у нас недостаточно материальных средств на милостыню, мы, имея здоровые руки и ноги, являемся самыми настоящими богачами и благотворить способны. Мы можем стать ногами для тех, у кого ноги уже не ходят. Рабочими руками для тех, у кого руки уже потеряли былую силу. Глазами для незрячих, ушами для глухих, устами для немых. Не имеющий возможности подавать милостыню может трудиться для ближнего, не покладая рук и не жалея ног. Кто ищет, тот всегда найдет возможность помочь нуждающемуся, даже не имея лишних денег в кармане.
Не пропустим еще один замечательный момент. Прикованному к постели Энею Петр возвещает: «Исцеляет тебя Иисус Христос» (Деян. 9:34). Перед тем, как поднять умершую Тавифу, он, «преклонив колена, помолился» (Деян. 9:40). Итак, источник всякого чуда – Бог, и только Бог. Лишь Христос мог чудотворить, повелевая от Себя. Апостолы же всегда молятся и просят Бога.
Хорошо бы задуматься всякому человеку, ищущего исцеления от болезней, Кто есть источник всякого исцеления и жизни вообще. Задуматься перед тем, как ехать к старцам или в какой-то прославленный монастырь в поисках выздоровления. Необходимо проверить себя, просил ли я достаточно у Самого Христа, использовал ли я общепринятые церковные средства – исповедь, причастие, соборование, пост и молитву. Как часто в монастыри приезжают за исцелением люди, которые не молятся, не почитают воскресного дня, не исповедаются, не причащаются, не читают Евангелие. Хотят внешнего без внутреннего, забывая, что внешнее есть следствие от внутреннего.
Глубоки чудеса Христовы, братья и сестры, и сладки страницы святой Библии. Размышлять о чудесах Божиих можно бесконечно. Свет Христова Воскресенья да просветит наши души, чтобы пища евангельского слова была вполне воспринята и усвоена нами. Заступничество апостола Петра да не минует и нас, чтобы наше внутреннее расслабление сменилось бодрствованием и на поверхности омертвевшего от греха сердца показались ростки жизни. «Встань», – повелевает всем нам сегодня Спаситель, и Священное Писание свидетельствует, что чудо нашего духовного воскресения вполне возможно.
Сергей Комаров
Православная Жизнь
Просмотрено (36) раз