Выбрать страницу

Христос и Самарянка: утоление духовной жажды

Фрески Фаворского монастыря. Фото: Антон Поспелов / Православие.RuХристос Воскресе!

Вновь и вновь слышим мы эти удивительные ликующие слова, наполняющие весь мир блистающей радостью Светлого Христова Воскресения. Эта радость освещает все уголки нашей земной жизни, наполняет небесным светом счастливые минуты, укрепляет среди невзгод, помогает перенести скорби, утешает в несчастьях, делает непоколебимой надежду. Это радость победы над смертью, радость восстановления природы, радость встречи с Творцом, сошедшим с высоты Своего небесного престола для того, чтобы взыскать, найти свое творение, потерявшееся в пустыне греха, радость причастия вечной жизни. И не случайно именно в эти дни в храмах читается отрывок из Евангелия, в котором святой апостол и евангелист Иоанн Богослов рассказывает нам об одной встрече, произошедшей близ колодца Иакова.

Совершая дело нашего спасения и возвещая всем людям вечное Евангелие Правды, Господь наш Иисус Христос проходил мимо самарийского города, находившегося между Галилеей и Иерусалимом. Утомленный дорогой и палящим южным солнцем, Он присел отдохнуть в тени у колодца в то время, когда ученики поспешили в город, чтобы приобрести немного еды. Этот колодец стоял у дороги и, по преданию, был выкопан ветхозаветным праотцем Иаковом. Каждый день, неся в руках водонос, приходила к этому колодцу женщина, каждый день она привычно набирала здесь воду, но этот день, так похожий на все остальные, стал для нее днем встречи с Богом, днем встречи со Христом.

– Дай мне напиться, – обратился Господь к пришедшей за водой самарянке, чем сильно удивил ее.
В то время иудеи презирали жителей Самарии, считая их отступниками от Закона, безбожниками и идолопоклонниками, и не общались с ними.
– Как же Ты, будучи иудеем, просишь пить у меня, самарянки? – с удивлением спросила женщина.
– Если бы ты знала, Кто просит у тебя пить, ты бы сама просила у Него воды живой.
– Господи, Тебе и почерпнуть-то нечем, а колодец глубокий. Откуда у тебя вода? Неужели Ты больше нашего праотца Иакова, который дал нам этот колодец, сам пил из него, дети его и скот его?
Спаситель сказал ей в ответ:
– Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек.
Утомленная своей ежедневной обязанностью, долгим путем к колодцу, женщина стала просить у Господа:
– Дай мне этой воды, чтобы не иметь жажды и не ходить каждый день к колодцу.
Она еще не осознавала, что Господь говорит не о той холодной воде, которая в жаркий день восстанавливает силы человека и которую евреи называли живой, а о воде благочестия, воде спасения, воде, утоляющей духовную жажду о Самом Себе. И тогда Господь сказал ей:
– Пойди, позови мужа твоего и приходи сюда.
– У меня нет мужа, – ответила изумленная женщина.
– Ты сказала правду. У тебя было пять мужей, а тот человек, с которым ты живешь сейчас, не муж тебе.
Эти слова, затронувшие самые тайники сердца, перевернули всю душу самаритянки. Она поняла, что перед ней не простой человек, и обратилась к Христу с вопросом, который мучил ее всю жизнь.
– Господи, я вижу, что Ты пророк. Скажи, где правильно молятся? Наши отцы молились на горе Гаразим, а иудеи учат, что место, где должно молиться – Иерусалим.
– Поверь Мне, – говорит Господь, – что наступает время, когда истинные поклонники будут поклоняться Богу в духе и истине.
Не до конца понимая смысл слов Господних, самарянка сказала:
– Я знаю, что придет Мессия-Христос и все нам объяснит.
Тогда, вглядываясь в самую глубину ее души, Спаситель произнес:
– Это Я, говорящий с тобой.

Больше не надо было слов. Перед ней, прямо перед ней Тот, Кого ждет все человечество, Кого многие тысячи лет ожидала вселенная, перед ней – Христос.
Она оставила свой водонос, потому что само ее сердце наполняется живой водой радости о Боге, она спешит к родным, близким и дальним, она спешит поделиться со всеми – Христос пришел, Христос уже здесь, Христос ждет вас. Христос ждет вас в тени у колодца Иакова.

Наши судьбы очень различны, но все равно мы чем-то похожи на сегодняшнюю самарянку. Мы с вами тоже живем в духовной Самарии, атеистическом безбожном мире, где идол человеческой гордости и жадности требует себе все новые и новые жертвы. Мы с вами тоже вынуждены идти под палящим зноем греха, наши сердца обжигает этот зной страсти, который является жаром адской бездны, пламенем преисподней. И мы с вами нуждаемся в воде живой, мы жаждем этой воды жизни, мы жаждем Бога, потому что человек, созданный по образу и подобию Божию, не может быть счастливым без Творца. Без Бога, вне Бога, вдали от Бога нет и не может быть настоящей любви, потому что Бог – это Сама любовь, лишенная даже налета чувственности, эгоизма, страстности. Без Всевышнего не может быть истинного счастья, потому что Он – источник счастья, изливаемого на людей, невзирая на их недостатки и греховность. Без Бога нет и не может быть настоящей жизни, потому что Он – источник жизни, победитель смерти, дарующий людям возможность приобщения к бесконечной жизни будущего века. И потому так жаждем мы, опаленные собственным грехом, так мучительно жаждем Господа.

И напрасно мы будем пытаться утолить эту жажду мутной водой из придорожных источников, так рекламируемых ныне обезумевшим от похоти человечеством – всевозможных новомодных учений, различных развлечений, веселой и беззаботной жизни. Не может это насытить сердце человека, не может утолить духовную жажду, потому что это профанация духовности, подмена духа, отсутствие благодати, ведь там нет Христа. И после этой мутной воды лжи и обмана остается на губах горечь греха, возникает то ужасное состояние души, которое, наверное, знакомо каждому, и еще острее и невыносимее становится жажда. И мы спешим по выжженной солнцем дороге, по острым камням и раскаленному песку ко Христу, ждущему каждого из нас в тени у колодца Иакова, чтобы дать нам воду живую, воду жизни, дать нам Самого Себя. Эта вода угашает пламя греха, адский огонь злобы и похоти, омывает скверну прегрешений, смывает липкую и мерзкую грязь греха, утоляет духовную жажду, укрепляет в скорбях, исцеляет телесные болезни и недуги духа, веселит сердце человека и наполняет новым содержанием его жизнь. Эта вода сияет неизреченным светом веры, надежды и любви – и Господь нам даст ее даром, не по нашим заслугам, а по Своей неизреченной любви. Надо только попросить ее у Господа, следует только воззвать с верой – и милость Господня не замедлит, потому что, как говорит поговорка, «У Бога милости много» и Он прольет на нас эти Свои милости и щедроты так обильно, что мы сможем только удивляться, прославляя Его любовь к нам. Стоит только помолиться – и наша жизнь наполнится живой водой милости Христовой, стоит только попросить так, как просит ребенок у матери, и внутри нашего сердца откроется неиссякаемый источник надежды на Господа и наша жизнь станет совсем другой. Не такими страшными уже будут казаться неприятности, не такими неразрешимыми станут проблемы, откроется источник веры в Господа – и мы поймем, что Он Сам руководит нашей жизнью! Доверяя Его всеблагой воле, откроем источник любви Христовой.

Протоиерей Андрей Николаиди
Православная Жизнь

Просмотрено (42) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

26 ноября - Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, родился в Антиохии (современная Сирия) около 347 года, в семье военачальника. Иоанн Златоуст – вселенский учитель православной церкви, один из трех ее «великих святителей», озаривших мир светом истинного христианского учения... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »