Почему отдание Пасхи происходит до Вознесения Господня?
Суточный и годичный круг богослужения Православной Церкви, словно на ось, нанизан на главное событие в истории человечества – воплощение Сына Божия и Его земную жизнь, которая по сути была делом спасения Богом рода человеческого. Двунадесятые праздники, венчающиеся праздников Праздником и Торжеством из торжеств – Светлым Христовым Воскресением – являются будто мозаичными элементами единой картины спасения Всевышним человечества. Двунадесятые праздники – своеобразные этапы этого дела спасения.
Потому богослужебный годовой круг (и это особенно видно в Триодях Постной и Цветной) следует за священной историей Нового Завета. Исходя из такой точки зрения, мы празднуем Отдание праздника Пасхи перед Вознесением Господним, так как знаем, что Спаситель по Своем Воскресении из мертвых сорок дней до Вознесения ходил по земле, встречался с Пресвятой Богородицей и апостолами и укреплял Деву Марию и учеников в будущем служении. А на сороковой день Он вознесся на небеса.
Поэтому Церковь и празднует Отдание Пасхи накануне Вознесения Господня. Но в духовном смысле Пасха нас не оставляет. Она является нашим живительным Гольфстримом – глубоководным и мощным течением, дарующим мирови жизнь.
И о том, что Церковь призывает все дни года вспоминать Светлое Христово Воскресение, свидетельствует тот факт, что богослужебный седмичный календарь древних иудеев с центром вокруг субботы был сдвинут в новозаветном религиозном сознании к центру – воскресению. И теперь мы каждую неделю празднуем малую пасху (так святые отцы назвали день воскресения), чтобы Она животворила нас Своим спасительным торжеством.
Именно потому очень важно ходить по воскресеньям в храм. Ведь, с одной стороны, мы благодарим Бога за спасение лично наше, а с другой – подключаемся словно бы к этому току жизни, щедро бьющем в Пасхе, и снова оживотворяемся, становимся небесными и равноангельными, очищаемся от мирской суеты, грехов и страстей.
О том, что Пасха нас не покидает, свидетельствуют и буквы «ХВ», которые часто вырезаны на иконостасах православных храмов. Они, конечно, обозначают «Христос Воскресе». Церковь словно встречает свое верное чадо этим пасхальным приветствием каждый раз по входе в храм. Об этом также свидетельствует любимый в православном народе святой – преподобный Серафим Саровский, встречавший приходящих к нему приветствием: «Радость моя! Христос Воскресе!»
Фактически светлый праздник Вознесения Господня также есть продолжением этой Пасхальной радости. Ведь Христос вознес нашу человеческую природу на небеса – к Престолу Бога Отца – на неизмеримую высоту и восстановил завет между Богом и человеком, восстановил это утраченное богообщение и открыл каждому из нас дорогу в рай. Благодаря этому на Пресвятую Богородицу и апостолов в Сионской горнице щедро излились дары Святого Духа, родившие Церковь – столп и утверждение Истины, ведущей человека, как любящая Мать, ко спасению.
Главное, чтобы мы с Божьей помощью в жизни Церкви видели эту духовную и священноисторическую составляющую, этот фундамент богослужения. И когда нам плохо, то лучше поднять голову вверх, и понять, и увидеть духовным взором, как Христос возносится на небеса, благословляя святых апостолов, благословляя всех нас. И каждого из нас он посадил на небе у Престола Божия. Каждому из нас он открыл эту дорогу в небеса. Только нам теперь нужно немножко потрудиться, немножко с Божьей помощью потопать ножками в сторону храма, чтобы выросли крылья у души, чтобы она начала этот прекрасный и спасительный путь в небеса.
Там ее встретит Христос, который говорит ей словами кондака Вознесению Господнему: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».
Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь
Просмотрено (199) раз