Догматы Вселенских Соборов как традиция передачи пламени, чистоты и неповрежденности православной веры
31 мая Православная Церковь празднует день памяти святых отцев Семи Вселенских Соборов.
Сегодня нам, спустя более тысячи лет после их завершения, Вселенские Соборы представляются драгоценными алмазами, блистающими в фундаменте Православия, на которых прочно и незыблемо покоится Церковь. И это так и есть. Но вспомним, дорогие братья и сестры, как образуются алмазы…
…В недрах земли, когда огромные многотонные тектонические плиты породы приходят в движение, в жарком огне вулканической лавы формируются алмазы. Это образное сравнение можно применить и к Вселенским Соборам. Сейчас мы видим необычайной и Божественной красоты драгоценные исторические и духовные «кристаллы». Но формировались они в очень напряженной и кровавой борьбе, длившейся подчас, как это было с арианской и иконоборческой ересями, около столетия. От истины откалывались целые многотысячные народы и Церкви уходили в расколы. Вспомним Четвертый Вселенский Собор, когда копты, армяне и эфиопы уклонились в монофизитскую ересь, признавая Христа за истинного Бога, но не за истинного Человека.
Святые угодники Божии страдали за правду. Так, к примеру, святитель Николай Чудотворец был заключен в тюрьму на короткое время, откуда его вызволили Спаситель и Пресвятая Богородица. Святитель Афанасий Великий, будучи Святейшим Патриархом Александрийским (Египет), несколько раз принужден был бежать из-за козней арианской еретической партии в Германию, в Рим, в глубину египетских пустынь, где он близко сошелся с преподобным Антонием Великим и написал его житие. Учитель Церкви святитель Григорий Богослов стал в 379 году Святейшим Патриархом Константинопольским. На этот момент в столице Византийской империи не было ни одного (!) православного храма. Все были захвачены арианами. Пасхальную всенощную святитель служил вместе с одним епископом в домовой церкви своих родственников. В храм ворвались еретики-ариане и забросали православных камнями. Епископа, сослужившего святителю Григорию, убили, самого Предстоятеля Константинопольской Церкви ранили. А о ближайшем друге святого Григория святителе Василие Великом выдающийся отечественный ученый-богослов XX столетия протоиерей Иоанн Мейендорф написал следующее: он сгорел в пожаре, бушевавшем на Востоке в IV веке. Святой Василий всю жизнь свою положил ради сохранения чистоты и неповрежденности православной веры и отстаивания Православной Церкви. И довольно рано умер, не дожив и до пятидесяти лет.
Преподобному Максиму Исповеднику, чьим духовным авторитетом и богословскими трудами пользовались отцы Пятого и Шестого Вселенских Соборов, за отстаивание истины усекли правую руку и отрезали язык. А в иконоборческих войнах, длившихся около столетия до и после Седьмого Вселенского Собора (787 год), погибли тысячи православных людей.
Поэтому сегодня мы должны знать с особой и непоколебимой уверенностью, что догматы Символа Веры и другие законы Православной Церкви – это не просто философские теории, к примеру, или выдумка людей. Нет. Это богооткровенные истины, которые Всевышний открыл человечеству для его спасения.
На том и стоит Православная Церковь – этот столп и утверждение истины (см. 1 Тим. 3:15). И в Ней – жизнь человеков. И наша главнейшая задача, быть может, дорогие братья и сестры, уподобиться вышеперечисленным святым в страстном желании передать своим потомкам православную веру чистой и неповрежденной. В чем да помогут нам святые отцы Семи Вселенских Соборов.
Святые отцы Семи Вселенских Соборов, молите Бога о нас!
Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь
Просмотрено (45) раз