Почему перед Троицей мы празднуем родительскую субботу, можно ли в этот день поминать самоубийц и некрещеных в храмах?
Последним двунадесятым праздником, завершающим Триодь Цветную (богослужебный период, связанный с Пасхой), является День Святой Троицы, который еще очень метко назван Днем рождения Церкви, так как в этот день на Пресвятую Богородицу и апостолов сошел Святой Дух.
Бог утверждает не только Церковь земную, воинствующую с диаволом, бесами да грехами, но и Церковь небесную – торжествующую, Церковь-Победительницу. Господь и Бог, и Спас наш Иисус Христос Своим Искупительным подвигом соединяет Церковь небесную и Церковь земную в единое целое. Эта гармония соборности и вечного неразрывного союза завершается Утешителем – Святым Духом – в день Пятидесятницы.
Поэтому нам, дорогие братья и сестры, нужно всегда помнить, что Церковь – это не просто общественная организация, которую можно закрыть, видоизменить, трансформировать в угоду моде или политическим интересам. Нет. Церковь – это единый живой организм, который составляем здесь, на Земле, мы – живущие и небожители, Ангелы, святые подвижники Божии и все умершие православные христиане. Этот организм прикован к Престолу Бога Отца, имеет Своим Главой Бога Сына и скрепляется благодатью Святого Духа. И мы должны вполне осознавать это. Как Бог говорил святому пророку Моисею о том, чтобы тот снял обувь, ибо земля, на которой он стоит, свята. Входя в православные храмы и совершая богослужения, мы вторгаемся в некую совершенно неизведанную и таинственную область, где наши души и тела, словно целебной водичкой, омывает-окутывает благодать Святого Духа, исцеляя наши, нанесенные грехом и жизнью, раны.
Церковь – это область и царство Бога. И это всегда нужно очень четко понимать, приходя в храм с величайшим благоговением и любовью. Ведь начало Церкви, скажем образно, у порога врат Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, а конец – у Престола Божия в Царствии Небесном. И именно в небо входим мы, входя в храм православный. Это тоже всегда с Божьей помощью важно осознавать.
Именно потому что Церковь земная и Церковь небесная – единое целое, мы празднуем центральный конечный праздник Триоди Цветной – День Святой Троицы, который имеет вокруг себя целый ряд праздников-сателлитов, спутников, вращающихся вокруг Его «планеты».
Это и Неделя отцев Первого Вселенского Собора, и Неделя Всех святых, и Неделя Всех святых, в земле Русской просиявших, и Троицкая родительская суббота. Всеми этими праздниками мы чествуем жителей Церкви небесной, а именно в Троицкой поминальной субботе молитвенно ходатайствуем перед Богом за своих усопших сродников и всех почивших православных христиан. Ведь вечернее богослужение в пятницу накануне субботней заупокойной Литургии получило название «парастас», т. е. с греческого – «ходатайство». Они – усопшие – не могут изменить свою загробную участь, но мы с Божьей помощью можем для них ее улучшить, если будем ходатайствовать за них перед Всевышним и стоять на молитвенной пламенной сердечной молитве.
Обычно в Троицкую родительскую субботу богослужения проходят следующим образом. Накануне, вечером в пятницу, служится «парастас»: вечерня с утреней, соединенная с девятым и первым часом. На утрене священнослужителем на середине храма читается заупокойная 17-я кафизма Псалтири, соединяемая с ектениями об усопших. Также заупокойная ектения произносится и после шестой песни канона. В этих молитвословиях читаются записочки с именами ваших усопших сродников, дорогие братья и сестры, и возносится молитва обо всех от ныне и до века усопших православных христианах. В саму субботу служится Литургия, в которую вставляется также заупокойная сугубая ектения. А после Божественной литургии служится панихида (слово обозначает в переводе с греческого «всенощное бдение; раньше в древности первые христиане молились ночью из-за опасности быть казненными римскими властями).
Хочется напомнить, дорогие братья и сестры, что ни на Святую Троицу, ни в иной день самоубийцы и некрещеные не поминаются в храме во время общественной молитвы. Потому не вводите ни священника, ни своих братьев и сестер во грех. Уповайте на милость Божью и по благословению священника о таких людях молитесь дома.
Особенно хочется подчеркнуть: желательно деточек также водить на заупокойные службы, чтобы они привыкали молиться не только о себе, но и об усопших, чтобы в будущем было кому помолиться и о нас, грешных. Ведь именно на их плечи ляжет обязанность быть нашими ходатаями перед Богом и отмаливателями наших грехов.
Пусть же нас никогда не покидает уверенность в том, что наши усопшие не канули в небытие, но уехали в короткую командировку, из которой обязательно вернутся. Смерть – это тоненькая стеночка. Ей суждено быть разрушенной, и мы, дай Бог, войдем в золотой небесный град – новый Иерусалим.
Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь
Просмотрено (160) раз