Какой был рай?
Священное Писание повествует о том, что человек после сотворения был помещен в рай: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» (Быт. 2:8). Из приведенного текста видно, что речь идет о двух локализациях: рай и Едем[1]. Рай насажден Богом в Едеме. По мысли святых отцов, Едем – это местность вообще, а рай – некая часть Едема[2]. Рай был сотворен в третий день[3] и находился, как указывает Писание, на востоке[4] Едема.
Однако определить географически, где находился рай, не представляется возможным. Всяческие поиски места рая можно признать бесплодными и наивными. «В целом мире не осталось почти места, где бы любопытство не искало и легковерие не находило рая», – говорит святитель Филарет Московский[5]. Некоторые экзегеты древности ориентировались на тенденцию рассматривать рай только как духовное состояние, не имеющее земных координат, однако святые отцы настаивают на том, что рай был именно конкретным местом на земле: блж. Феодорит на вопрос «Иные говорят, что рай [был] на небе»–отвечает:«…Очень смело, оставив учение Духа, следовать своим собственным умозаключениям»[6].
Кроме того, святые отцы полагали, что рай был на возвышенности по отношению к остальной земле: «Рай находился на великой высоте»[7], «Он находился на востоке, возвышаясь над всею землею»[8].
Рай был создан для человека, куда он был введен как венец творения.
Рай был не только местом жизни человека, но и местом его общения с Богом, на основании чего можно говорить о том, что понятие рай включает два измерения: с одной стороны, это прекрасное земное место, с другой – оно предполагает особые отношения, а значит и особое состояние человека. Рай – это первозданный храм. Таким образом, «рай был двоякий»[9]: физический и духовный.
Творец дает Адаму и Еву в раю заповеди. Одни из них предполагали действие, труд: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15); другие носили запретный характер: «А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17).
Относительно заповеди возделывания рая святые отцы полагали, что труд не был утомительным, тем более изнуряющим, благодаря ему рай сохранялся. «Где нет смерти, всякий труд есть хранение того, что имеешь», – говорит Блж. Августин[10].
Архимандрит Сильвестр (Стойчев)
Православная Жизнь
[1]«Едем» от еврейского слова eden – «наслаждение».
[2]Симеон Новый Богослов, прп. Творения. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. Т. 3. С. 369.
[3]Прп. Ефрем Сирин: «Бог насадил рай в третий день» // Толкование на Книгу Бытия.
[4]Святитель Василий Великий, говоря о традиции молиться на восток, пишет: «Во время молитв мы все смотрим на восток, но не многие знают, что при сем ищем древнего отечества, рая, который насадил Господь Бог в Едеме на востоке» // Василий Великий, свт. О Святом Духе.
[5]Филарет (Дроздов), свт. Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия, заключающие в себе и перевод сея книги на русское наречие. Ч. 1. М., 1867. С. 70.
[6]Феодорит, блж. Толкование на Ветхий Завет // Толкование на книгу Бытия // Вопрос 26.
[7]Ефрем Сирин, св. Толкование на книгу Бытия // Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Ч. 6. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 231.
[8]Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры // Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. СПб., 1913. С. 203.
[9]Иоанн Дамаскин, прп. Там же.
[10]Августин Иппонский. О Книге Бытия против манихеев. С. 76.
Просмотрено (28) раз