Выбрать страницу

Какой был рай?

Ян Брейгель Старший, Эдемский СадСвященное Писание повествует о том, что человек после сотворения был помещен в рай: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» (Быт. 2:8). Из приведенного текста видно, что речь идет о двух локализациях: рай и Едем[1]. Рай насажден Богом в Едеме. По мысли святых отцов, Едем – это местность вообще, а рай – некая часть Едема[2]. Рай был сотворен в третий день[3] и находился, как указывает Писание, на востоке[4] Едема.

Однако определить географически, где находился рай, не представляется возможным. Всяческие поиски места рая можно признать бесплодными и наивными. «В целом мире не осталось почти места, где бы любопытство не искало и легковерие не находило рая», – говорит святитель Филарет Московский[5]. Некоторые экзегеты древности ориентировались на тенденцию рассматривать рай только как духовное состояние, не имеющее земных координат, однако святые отцы настаивают на том, что рай был именно конкретным местом на земле: блж. Феодорит на вопрос «Иные говорят, что рай [был] на небе»–отвечает:«…Очень смело, оставив учение Духа, следовать своим собственным умозаключениям»[6].

Кроме того, святые отцы полагали, что рай был на возвышенности по отношению к остальной земле: «Рай находился на великой высоте»[7], «Он находился на востоке, возвышаясь над всею землею»[8].

Рай был создан для человека, куда он был введен как венец творения.

Рай был не только местом жизни человека, но и местом его общения с Богом, на основании чего можно говорить о том, что понятие рай включает два измерения: с одной стороны, это прекрасное земное место, с другой – оно предполагает особые отношения, а значит и особое состояние человека. Рай – это первозданный храм. Таким образом, «рай был двоякий»[9]: физический и духовный.

Творец дает Адаму и Еву в раю заповеди. Одни из них предполагали действие, труд: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15); другие носили запретный характер: «А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17).

Относительно заповеди возделывания рая святые отцы полагали, что труд не был утомительным, тем более изнуряющим, благодаря ему рай сохранялся. «Где нет смерти, всякий труд есть хранение того, что имеешь», – говорит Блж. Августин[10].

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)
Православная Жизнь


[1]«Едем» от еврейского слова eden – «наслаждение».
[2]Симеон Новый Богослов, прп. Творения. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. Т. 3. С. 369.
[3]Прп. Ефрем Сирин: «Бог насадил рай в третий день» // Толкование на Книгу Бытия.
[4]Святитель Василий Великий, говоря о традиции молиться на восток, пишет: «Во время молитв мы все смотрим на восток, но не многие знают, что при сем ищем древнего отечества, рая, который насадил Господь Бог в Едеме на востоке» // Василий Великий, свт. О Святом Духе.
[5]Филарет (Дроздов), свт. Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия, заключающие в себе и перевод сея книги на русское наречие. Ч. 1. М., 1867. С. 70.
[6]Феодорит, блж. Толкование на Ветхий Завет // Толкование на книгу Бытия // Вопрос 26.
[7]Ефрем Сирин, св. Толкование на книгу Бытия // Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Ч. 6. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 231.
[8]Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры // Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. СПб., 1913. С. 203.
[9]Иоанн Дамаскин, прп. Там же.
[10]Августин Иппонский. О Книге Бытия против манихеев. С. 76.

Просмотрено (28) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

7 декабря - Вмц. Екатерины

Святая Екатерина Александрийская - великомученица III в. н.э. из Египта. Обладала необыкновенной красотой, мудростью, умом и т.д. Объявила, что выйдет замуж лишь за того, кто превзойдет её по всем этим качествам. Монах-сириец рассказал ей об Иисусе Христе, женихе души... Святая Екатерина молилась всю ночь и удостоилась видеть Матерь Божию, Которая просила Своего Сына посмотреть на коленопреклоненную перед Ними Екатерину. Но Младенец отвратил Свой лик от Екатерины, сказав, что не сможет смотреть на нее, ибо она безобразна, как и всякий человек, не омытый водами святого Крещения и незапечатленный печатью Духа Святого... Позже Екатерина Александрийская приняла мученическую смерть за свою веру. Историю мученической смерти Св. Екатерины рассказали на Западе крестоносцы, и она стала почитаться в Европе как одна из главных святых... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »

10 декабря — иконы Божией Матери «Знамение» далее »

11 декабря — Сщмч. митрополита Серафима (Чичагов) далее »

13 декабря — Апостола Андрея Первозванного далее »