Выбрать страницу

Существовало ли древо жизни? Для чего его создал Господь?

Бог создал землю. На земле Творец выбрал особое место и нарек его раем. Человек был поселен в этом лучшем месте на земле. Рай стал блаженным земным жилищем человека, а райская жизнь была состоянием особой близости человека к Богу.

В рае произрастали разные деревья, среди которых «дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (Быт. 2:9). Каждое из этих деревьев имеет свое значение. Уже в раннехристианской письменности указывалось, что они росли близко друг к другу, что, в свою очередь, свидетельствовало о взаимосвязи этих двух деревьев: «…Бог сначала насадил посреди рая [древо познания и] древо жизни, указывая на познание как путь к жизни… Ибо ни жизнь без познания, ни познание без истинной жизни не прочны. Поэтому и то и другое деревья были насаждены рядом друг с другом»[1]. Каждое из этих деревьев имело свое значение. Древо жизни подавало бессмертие. О древе жизни говорится в первой Книге Священного Писания Бытии и в последней – Апокалипсисе, где сказано: «…побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди Рая Божия» (Откр. 2:7).

Толкуя эти слова, св. Андрей Кесарийский пишет: «Под древом жизни иносказательно разумеется вечная жизнь, а она есть Христос»[2]. Таким образом, экзегеты не отрицали реальность древа жизни и видели в нем видимый образ приобщения Богу, который является источником жизни. «Древо жизни, разумеется, есть древо, созидающее жизнь», – пишет прп. Максим Исповедник[3].

Святые отцы полагали, что древо познания добра и зла связано с рассудительностью человека, которая должна была быть направлена прежде всего на познание своей собственной природы: «Древо познания добра и зла есть распознание многообразного зрелища, то есть познание собственной природы»[4].

Через древо познания первые люди должны были осознать свою тварность и свое духовное младенчество, а после этого осознания утвердиться в желании быть с Богом. Следовательно, Творец избрал древо познания как способ для испытания прародителей в добре и послушании.

Прп. Максим Исповедник соотносит два райских древа с умом (созерцательной способностью) и разумом (практической способностью) человека. Адам и Ева должны были, используя разум, приобрести навык укоренения в благом (древо познания добра и зла) и только после этого дерзать приступать к созерцанию (древо жизни): «Оба древа суть способности различения некоторых [вещей], или же [они суть] ум и разум. Так, ум обладает способностью различать умопостигаемые и чувственные, преходящие и вечные [вещи]; более того, эта способность, будучи различающей способностью души, убеждает последнюю одних вещей придерживаться, а других – избегать»[5]. Данные суждения прп. Максима перекликаются с мыслями многих святых отцов о необходимости приступать к занятиям богословия (познание вещей Божественных) только после приобретения навыков нравственно-аскетических. По сути, прародители, не окрепнув в навыке избирания добра и уклонения от зла, возжелали получить доступ к знаниям и вечной жизни. «Древо… это, по моему умозрению, было созерцание, к которому безопасно приступать могут только опытно усовершившиеся»[6], – говорит свт. Григорий Богослов[7].

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)
Православная Жизнь


[1]Послание Диогнету.
[2]Цит. по: Древо жизни // Православная энциклопедия. Т. 16. С. 266–269.
[3]Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос № 43.
[4]Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры.
[5]Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос № 43.
[6]Григорий Богослов, свт. Слово 45. На Святую Пасху.
[7]Следует отметить, что это правило присутствует во всех сферах церковной жизни: сначала очищение и испытания себя, и только потом возможность приступать к святыне. В этом смысле показательны слова ап. Павла: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11:28).

Просмотрено (54) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

4 декабря - Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы - это один из 12 главных церковных праздников Православной Церкви. Подобно всем великим праздникам, Введение во храм Пресвятой Богородицы является одним из этапов пути Домостроительства Божия. О событии Введения во храм Пресвятой Богородицы можно говорить и как о символе, предзнаменовании, божественном намёке на великое грядущее событие Рождества Христова... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »