Выбрать страницу

Живут ли христиане в страхе перед адом

Почему христианская жизнь не может строиться на страхе перед адом – размышляет Сергей Худиев.

Христиане — люди, которые искуплены от ада

Время от времени я читаю, как атеисты заявляют, что «могут быть нравственными людьми и без страха перед адом». При этом подразумевается, что для христиан мотив вести себя хорошо — именно страх перед огнем неугасимым, уготованным диаволу и ангелам его. На самом деле это не так — а как именно, мы сейчас и поговорим.

Итак, есть определенное карикатурное представление о христианской жизни. Согласно ему, Бог внимательно присматривает за тобой и обязательно накажет, если сделаешь что-то не то. Впрочем, ты в любом случае сделаешь что-то не то, поэтому ад тебе гарантирован. Вот и ходи пришибленный в ожидании небесной кары и делай все, что велит Церковь, в надежде (по всей вероятности, тщетной) как-то отвертеться.

Некоторые внешние именно так и представляют себе христианскую этику, хуже того, иногда это встречается и среди верующих людей — хотя скорее редко, человек с таким нездоровым типом религиозности либо меняет его на более здоровый, либо уходит, поскольку долго так не получится.

Христиане — это люди, которые искуплены от ада.

Церковь — это ковчег спасения, и на борту вам нечего бояться — разве что возможности упасть за борт.

Если неправда будет допущена в рай

Но, чтобы прояснить это, нам придется коротко напомнить о том, что такое гибель и спасение. Люди сотворены Богом для того, чтобы разделить Его вечную жизнь и вечную радость, но отпали от Бога в грех. Грех, противление воле Божией, является источником всех человеческих несчастий — от распавшихся браков до мировых войн. Причем грех — это не просто отдельные эгоистические, жестокие или безответственные поступки, это глубокая порча, которая себя в этих поступках выражает. Мы, христиане (как и большинство культур в мире) верим, что человеческая личность продолжает существовать после физической смерти. Это, само по себе, очень хорошо и утешительно — потому что мы созданы для вечного счастья.

Но это также означает, что грех делает нас несчастными не только в этой жизни — но и за ее пределами. Он отторгает нас от Бога «во тьму внешнюю». Он, грех, оставляет нас за воротами Небесного Иерусалима. Как говорится в последней книге Библии, «блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр. 22:14,15).

Это звучит чрезвычайно пугающе — и здесь, и в других местах Писания — и в наши дни часто вызывает протесты. Бог, раз Он есть Бог любви, должен всех пустить в Небесный Град! Проблема в том, что рай, в который свободно допущены грешники, тут же перестанет быть раем. Люди с большим успехом устраивают себе (и друг другу) ад на земле. И если они не переменятся самым глубоким образом, они устроят ад везде, где появятся.

Если неверность Богу (чародеи и идолослужители), эгоистическое стремление использовать других ради самоублажения (любодеи), ненависть и стремление причинять страдания (убийцы), да и вообще любая неправда будет допущена в рай — он перестанет быть раем. Вы точно не захотите в такой рай попасть — потому, что это, на самом деле, и будет ад.

Дело не в нехватке милости у Бога — Его милость безмерна, а том, что грешника можно избавить от ада, только глубоко изменив.

Он не попадет в рай, если просто открыть перед ним ворота. Он принесет ад с собой. Поэтому ворота будут закрыты. Открывать их перед адом — аду не поможет, а рай погубит.

Даже бесконечная милость Божия не может сделать так, чтобы рай наполнился нераскаянными злодеями — и остался раем.

Бог доведет дело нашего спасения до конца

Поэтому Бог делает нечто другое. Он приходит в наш мир в лице человека, Иисуса из Назарета. Через Свою смерть и Воскресение Господь Иисус дарует нам искупление грехов и новую жизнь, в которую мы входим покаянием и верой. Он создает Церковь, которая преподает верующим установленные Им Таинства.

Фото: Анастасия Студзенек/sreda.org

Через Церковь людей достигает Его прощение и Его благодать — сверхъестественная помощь, которая меняет их изнутри, постепенно превращая из адских — в райских жителей. Это долгий и трудный процесс, в разных людях он происходит по-разному — в великих святых мы уже видим отчетливое присутствие рая, в обычных верующих — пока просто исправление жизни и разрыв с грубыми грехами. Окончательно избавлены от греха мы будем только за порогом этой жизни.

Но Священное Писание обещает, что взявшись за нас, Бог доведет дело нашего спасения до конца. Мы можем на Него полагаться. Поэтому переживание христианской веры — это переживание ошеломляющей милости и благодати. Бог находит и спасает глубоко заблудившихся и испорченных людей, и делает это из чистой, незаслуженной милости. Как говорит апостол Павел, «ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга».

Этика Нового Завета — это не этика страха

«Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3:3-7).

То есть христианин думает не «какая беда, сейчас я сделаю что-то не так и Бог отправит меня в огонь неугасимый», а «какая великая радость и утешение, что Бог перехватил меня по дороге в ад, простил, принял и теперь ведет меня в рай».

Этика Нового Завета — это не этика страха. Это этика преданности и благодарности. Как говорит Спаситель, «если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). Христос искупил нас и сделал нас подданными Своего Царства. Мы граждане небесного Иерусалима и должны вести себя, исходя из этого факта. Как говорит апостол Павел, «итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3:12,13). Христиане должны вести себя как люди, которым уготован рай — потому что он им действительно уготован.

Да, иногда полезно испугаться — когда человек находится в сильной опасности свалиться за борт. Скрывать и того не будем, что если вы за бортом — вам необходимо как можно скорее взойти на борт. Но христианская жизнь не строится — и не может строиться — на страхе перед адом.

Сергей Худиев
Православие и мир

Просмотрено (44) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ПЕТРОВ, или Апостольский ПОСТ

16 июня - 12 июля

ПЕТРОВ ПОСТ начинается через неделю после праздника Святой Троицы и продолжается до 12 июля – дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Пост установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы... далее

Скоро праздник

29 июня - Прп. Тихона Луховского, Костромского чудотворца

Преподобный Тихон Луховской, Костромской (в миру Тимофей), родился в пределах Литовского княжества и был там на военной службе. В 1482 году, не желая принимать униатство, он ушел из Литвы в Россию. Святой раздал все, что имел, принял постриг с именем Тихон и удалился в Костромскую епархию, в Луховские земли... далее

Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского

Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров) - епископ Православной Российской Церкви; богослов, публицист-проповедник. Родился в семье священнослужителя. Деятельность Феофана Затворника разделяется 1872 годом — до и после ухода в затвор... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

29 июня — Прп. Тихона Луховского, Костромского чудотворца далее » Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского далее »

1 июля — Боголюбской иконы Божией Матери далее »

2 июля — Апостола Иуды, брата Господня далее » Свт. Иова Патриарха Московского и всея Руси далее » Свт. Иоанна, архиеп. Шанхайского и Сан-Францисского далее »

4 июля — Обретение мощей прп. Максима Грека далее »

6 июля — Владимирской иконы Божией Матери далее »