Выбрать страницу

Живут ли христиане в страхе перед адом

Почему христианская жизнь не может строиться на страхе перед адом – размышляет Сергей Худиев.

Христиане — люди, которые искуплены от ада

Время от времени я читаю, как атеисты заявляют, что «могут быть нравственными людьми и без страха перед адом». При этом подразумевается, что для христиан мотив вести себя хорошо — именно страх перед огнем неугасимым, уготованным диаволу и ангелам его. На самом деле это не так — а как именно, мы сейчас и поговорим.

Итак, есть определенное карикатурное представление о христианской жизни. Согласно ему, Бог внимательно присматривает за тобой и обязательно накажет, если сделаешь что-то не то. Впрочем, ты в любом случае сделаешь что-то не то, поэтому ад тебе гарантирован. Вот и ходи пришибленный в ожидании небесной кары и делай все, что велит Церковь, в надежде (по всей вероятности, тщетной) как-то отвертеться.

Некоторые внешние именно так и представляют себе христианскую этику, хуже того, иногда это встречается и среди верующих людей — хотя скорее редко, человек с таким нездоровым типом религиозности либо меняет его на более здоровый, либо уходит, поскольку долго так не получится.

Христиане — это люди, которые искуплены от ада.

Церковь — это ковчег спасения, и на борту вам нечего бояться — разве что возможности упасть за борт.

Если неправда будет допущена в рай

Но, чтобы прояснить это, нам придется коротко напомнить о том, что такое гибель и спасение. Люди сотворены Богом для того, чтобы разделить Его вечную жизнь и вечную радость, но отпали от Бога в грех. Грех, противление воле Божией, является источником всех человеческих несчастий — от распавшихся браков до мировых войн. Причем грех — это не просто отдельные эгоистические, жестокие или безответственные поступки, это глубокая порча, которая себя в этих поступках выражает. Мы, христиане (как и большинство культур в мире) верим, что человеческая личность продолжает существовать после физической смерти. Это, само по себе, очень хорошо и утешительно — потому что мы созданы для вечного счастья.

Но это также означает, что грех делает нас несчастными не только в этой жизни — но и за ее пределами. Он отторгает нас от Бога «во тьму внешнюю». Он, грех, оставляет нас за воротами Небесного Иерусалима. Как говорится в последней книге Библии, «блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр. 22:14,15).

Это звучит чрезвычайно пугающе — и здесь, и в других местах Писания — и в наши дни часто вызывает протесты. Бог, раз Он есть Бог любви, должен всех пустить в Небесный Град! Проблема в том, что рай, в который свободно допущены грешники, тут же перестанет быть раем. Люди с большим успехом устраивают себе (и друг другу) ад на земле. И если они не переменятся самым глубоким образом, они устроят ад везде, где появятся.

Если неверность Богу (чародеи и идолослужители), эгоистическое стремление использовать других ради самоублажения (любодеи), ненависть и стремление причинять страдания (убийцы), да и вообще любая неправда будет допущена в рай — он перестанет быть раем. Вы точно не захотите в такой рай попасть — потому, что это, на самом деле, и будет ад.

Дело не в нехватке милости у Бога — Его милость безмерна, а том, что грешника можно избавить от ада, только глубоко изменив.

Он не попадет в рай, если просто открыть перед ним ворота. Он принесет ад с собой. Поэтому ворота будут закрыты. Открывать их перед адом — аду не поможет, а рай погубит.

Даже бесконечная милость Божия не может сделать так, чтобы рай наполнился нераскаянными злодеями — и остался раем.

Бог доведет дело нашего спасения до конца

Поэтому Бог делает нечто другое. Он приходит в наш мир в лице человека, Иисуса из Назарета. Через Свою смерть и Воскресение Господь Иисус дарует нам искупление грехов и новую жизнь, в которую мы входим покаянием и верой. Он создает Церковь, которая преподает верующим установленные Им Таинства.

Фото: Анастасия Студзенек/sreda.org

Через Церковь людей достигает Его прощение и Его благодать — сверхъестественная помощь, которая меняет их изнутри, постепенно превращая из адских — в райских жителей. Это долгий и трудный процесс, в разных людях он происходит по-разному — в великих святых мы уже видим отчетливое присутствие рая, в обычных верующих — пока просто исправление жизни и разрыв с грубыми грехами. Окончательно избавлены от греха мы будем только за порогом этой жизни.

Но Священное Писание обещает, что взявшись за нас, Бог доведет дело нашего спасения до конца. Мы можем на Него полагаться. Поэтому переживание христианской веры — это переживание ошеломляющей милости и благодати. Бог находит и спасает глубоко заблудившихся и испорченных людей, и делает это из чистой, незаслуженной милости. Как говорит апостол Павел, «ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга».

Этика Нового Завета — это не этика страха

«Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3:3-7).

То есть христианин думает не «какая беда, сейчас я сделаю что-то не так и Бог отправит меня в огонь неугасимый», а «какая великая радость и утешение, что Бог перехватил меня по дороге в ад, простил, принял и теперь ведет меня в рай».

Этика Нового Завета — это не этика страха. Это этика преданности и благодарности. Как говорит Спаситель, «если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). Христос искупил нас и сделал нас подданными Своего Царства. Мы граждане небесного Иерусалима и должны вести себя, исходя из этого факта. Как говорит апостол Павел, «итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3:12,13). Христиане должны вести себя как люди, которым уготован рай — потому что он им действительно уготован.

Да, иногда полезно испугаться — когда человек находится в сильной опасности свалиться за борт. Скрывать и того не будем, что если вы за бортом — вам необходимо как можно скорее взойти на борт. Но христианская жизнь не строится — и не может строиться — на страхе перед адом.

Сергей Худиев
Православие и мир

Просмотрено (44) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

2 декабря - Пророка Авдия

Пророк Авдий - один из 12-ти малых пророков. Жил приблизительно в IX веке до Р.Х.. Написал самую маленькую по объему среди книг Ветхого Завета книгу пророчеств, в которой провозвестил суд над всеми народами и обетование о спасении Израиля... далее

Свт. Филарета, митр. Московского

Святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) — митрополит Московский и Коломенский, действительный член Императорской Российской академии; почётный член Императорской Академии наук и впоследствии академик по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века. Митрополит Филарет заслуженно считался одним из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви. Соединив в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был одним из тех людей, которые избраны Самим Богом к миссии высшего духовного водительства. Помимо блестящих способностей, он обладал дивным даром красноречия - потом его называли Русским Златоустом и сравнивали с ним только слог Карамзина... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »