Как оторваться от тарелки в пост
Пост или дорогостоящее хобби? Комментирует митрополит Антоний (Паканич).
— Владыко, продолжается Петров пост, который ещё называют апостольским. Что нам известно о посте апостолов, как они постились?
— Пост – ровесник человечества. Единственная заповедь, которую Бог дал нашим прародителям в раю, заключалась в воздержании от вкушения плодов древа познания добра и зла. В ветхозаветное время пост играл важную роль в религиозной и общественной жизни и проявлялся в полном воздержании от пищи. Постившиеся также одевались во вретище и предавались плачу о своих грехах (Есф. 4, 3; Иона 3, 5). Кроме того, следуя наставлениям пророков, в дни поста люди совершали дела милосердия (Ис. 58, 5-7). В новозаветное время Господь освободил Закон от его связи с юридическим порядком, переведя его в область сердечного расположения. Упразднились многие обрядовые действия и жертвоприношения животных, а само понятие обряда стало духоносным и возвышенным.
Но пост нисколько не утратил своего значения. Сам Господь наш Иисус Христос начал Свое общественное служение после Крещения с того, что удалился в пустыню и провел там сорок дней в посте. Следуя примеру Учителя, апостолы постились перед выходом на миссионерское служение (Деян. 13, 2-3; Деян. 14, 23). Апостол Павел в начале своего обращения «три дня… не ел и не пил» (Деян. 9, 9). Также он часто упоминает в своих посланиях об алчбе, жажде и постах. И даже просит апостола Тимофея: «Впредь пей не одну воду» (1 Тим. 5, 23), что говорит о великой строгости постов в среде ранних христиан.
— Сегодня во многих кафе и ресторанах предлагают «постные блюда». По своей изысканности, разнообразию и цене они зачастую не уступают скоромным, а порой – превосходят. Какое-то «постное обжорство». Прокомментируйте, пожалуйста.
— Происходит явная подмена понятий, когда значение поста сводится к неким формальностям и он превращается в обычную диету. Цель поста заключается не в том, чтобы принуждать себя к некоторым формальным обязанностям, но в том, чтобы смягчить сердце, утончить дух, сделать его способным чувствовать и воспринимать Божественную благодать.
Пост должен пробуждать в человеке жажду общения с Богом. Душа тянется к источнику духовной радости, и все, что ублажает нашу плоть, грубые телесные удовольствия, пестование гордыни и себялюбия должны бескомпромиссно отвергаться как препятствия на пути к истинному духовному блаженству. А постные меню в ресторанах можно превратить в некий компромисс с совестью, который свидетельствует либо о лицемерии человека, либо о полном непонимании сущности поста.
Наши земные привязанности и греховные привычки лишают нас самого главного – единства с Богом. И если человек будет искренне искать единения с Отцом Небесным, то ему не составит труда отказаться от второстепенных, а часто и вовсе ненужных вещей. Пост нам дан, чтобы мы учились жить в простоте и скромности, избавляясь от излишеств и уделяя особое внимание делам милосердия.
«Жизнь наша не была бы такой скорбной и исполненной уныния, если бы пост был главным правителем нашей жизни», – говорит святитель Василий Великий. И добавляет: «Отвергающие пост и гоняющиеся за роскошью, как за блаженством, влекут за собой великий рой зол и, сверх того, повреждают собственные тела». Поэтому очевидно, что люди, которые пытаются обмануть свою совесть, превращая пост в некое дорогостоящее хобби, не только не приобретают духовной пользы, но наоборот – наносят большой вред собственной душе.
— Почему у многих православных пост завязан на кулинарии? Почему так трудно людям оторвать глаза от тарелки и сосредоточиться на чём-то более высоком?
— Святитель Иоанн Златоуст учит: «Честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов; кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его». Наверное, человеку легче сосредотачиваться на внешних, материальных вещах. Но Сам Господь напоминает нам: «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17, 21). Именно сердце человека – это поле битвы, на котором, по выражению Ф. М. Достоевского, дьявол с Богом борется. И духовная жизнь начинается тогда, когда человек переносит все свои усилия, всё внимание и интерес с внешних вещей на внутреннюю жизнь духа.
Пост – это время внутреннего человека, время возделывать внутреннюю землю нашей души, как учат святые отцы. И если мы привыкли всячески заботиться о внешнем человеке – питать, одевать, лечить – то тем более необходимо проявить внимание к человеку внутреннему, который изголодался по духовной пище, жаждет молитв и животворных действий Святых Таинств, нуждается в одежде добродетелей, ибо наг без добрых дел. Все это дает пост, если относиться к нему как к духовному врачевству и изобилию небесных благ, а не воспринимать как свод внешних правил. Об этом говорит великий подвижник благочестия святитель Тихон Задонский: «Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие соблюдают пост в пище и питии, но не постятся от злых помыслов, дел и слов. Какая им от этого польза?»
— Как полюбить пост?
— Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если ты приступил к посту по желанию, то не будь мрачен, но радуйся: он очищает твою душу от яда». Нужно полюбить пост как время тишины и отдыха от самого себя, от своих греховных привычек и недостатков. Я бы даже сказал, что пост – это возвращение к самому себе истинному. Слишком много шелухи набирает человек в процессе жизни и житейского самоутверждения, обрастает коростой страстей и самомнения.
Освободить себя от всего, что привносит в жизнь негатив и расстройство, избавиться от чужеродных наслоений гордыни и зависти, уныния и раздражительности, лицемерия и холодности – разве это не радость и не облегчение для души? Суета житейская, однообразие быта и мирские заботы опустошают человека, забирают его силы, лишают существование высшего смысла. Как следствие — происходят очерствение сердца и духовная смерть. Пост дарит радость жизни и ощущение полноценности бытия, когда, отрешаясь от всего земного, человек обретает потерянное единство с Богом, а в Нем – источник вечной жизни и радости. Протопресвитер Александр Шмеман называет пост светлой печалью: «Печальный свет: печаль моего изгнания, растраченной жизни; свет Божьего присутствия и прощения, радость возродившейся любви к Богу и мир возвращения в Дом Отца».
Митрополит Антоний (Паканич)
Православная Жизнь
Просмотрено (82) раз