Выбрать страницу

Не меняй Христа на «лайки»! Пастыри о виртуальном и сокровенном

Социальные сети прочно вошли в нашу жизнь, став для некоторых чуть ли не важнейшей ее частью. Уже считается нормой рассказывать всему миру о каждом, даже самом незначительном или же очень личном, сокровенном событии своей жизни. Мы уже не живем, а выбалтываем свою жизнь в соцсетях. Запутываются в этих тенетах и православные. Как христианину не утонуть в в этом море уже обесцененных слов? Что поможет сконцентрироваться на жизни души, на сокровенном, на «внутреннем христианстве»? Свои советы дают пастыри.

Поставляй себя перед правдой Евангелия каждый день

Протоиерей Максим Козлов:

– В духовной жизни для того, чтобы достигнуть определенной цели, нужно хотеть достигнуть этой цели. У святителя Игнатия Кавказского есть прекрасные слова: «Произволяющий – способен»; кто хочет – тот сможет, в переводе на русский язык.

Рассеянность современного сознания, в том числе и нас, православных людей, христиан XXI столетия, проистекает из того, что этой цели – сокровенной жизни во Христе – мы часто перед собой не ставим, внутренне с готовностью принимая стандарты поведения, навязываемые нам современным миром, который всегда во зле лежит и всегда устремляет человека, желающего жить благочестиво, в противоположную сторону. Одним из очевидных путей такого рода устремлений является то, что я бы назвал виртуальным эксгибиционизмом: побуждение людей выворачивать свою жизнь наружу, не сокрывать в сердце свои переживания, а через социальные сети добровольно, без всякого понуждения спецслужб и кого бы то ни было, выкладывать информацию о себе, своих близких, своих умонастроениях, своих впечатлениях.

Между тем в святоотеческих творениях говорится о том, что и веяния благодати, которые ты переживаешь в своей жизни, не должны расточаться в слове. Чем чаще ты пересказываешь, как Господь коснулся твоего сердца или как чудо Божие произошло в твоей жизни, тем больше ты от него отдаляешься, тем более оно объективируется для тебя. Да, можно рассказать о каком-то событии, если оно конкретному собеседнику может принести духовную пользу здесь и сейчас, удержать от уныния, от греха, направить его на путь благочестивой жизни. Но если рассказ о произошедшем с тобой становится некоей рекламой, способом стяжания лайков в социальных сетях, то скоро у тебя ничего и не останется, кроме этих самых лайков и публикации в интернете. Выйди из соцсетей или по крайней мере пользуйся ими, если это необходимо для твоей профессиональной жизни или для информационной коммуникации, но не более того.

А второй способ избежать рассеяния – выключить телевизор! Не впадая в ненужный ригоризм, скажу: человек, который проведет час перед телевизором вечером, с трудом сможет сосредоточиться на молитве, как и тот, кто проведет в интернете час-полтора. Есть чисто технические, ограничительные внешние способы, которыми можно себя поддержать.

Есть и третий способ сохранить белое в своей жизни белым, а черное черным, – способ древний, не связанный с нашей эпохой: чтение Священного Писания, ежедневное и регулярное. Если ты поставляешь себя перед правдой Евангелия каждый день, здесь и сейчас, то тогда компромиссность воззрений современного мира коснется тебя в значительно меньшей степени.

Вспомним и известное апостольское слово: дурные сообщества развращают добрые нравы – в том числе дурные виртуальные сообщества. Не смотри того, что христианину не должно смотреть, не читай того, что не должно читать, и тебе значительно проще будет собрать своего внутреннего человека для молитвы и сознательной христианской жизни.

Человек предназначен прежде всего к общению с Богом

Священник Валерий Духанин:

– Социальные сети вызвали своего рода зависимость. Современный человек спешит в виртуальный мир общения, где он всегда в онлайне, в контакте, и это создает иллюзию общения, помогает скрыть одиночество. Это, конечно же, самообман, потому что сидение в соцсетях имитирует наполненность жизни, когда ты всё время узнаешь от друзей что-то новое и сам тут же выкладываешь всё, что думаешь или что у тебя произошло. На самом деле никаких друзей в виртуальном смысле быть не может, это только поверхностное знакомство, а душа оказывается расплескана на бесконечные пустые смс.

Человеческая душа не может без общения. Так сотворен человек – открытым для общения. Только предназначен он был прежде всего к общению с Богом, а затем уже и с подобными себе и со всем окружающим миром. Блаженный Августин говорил: «Ты, Боже, создал нас для Себя, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе». Ничто не заменит этого. Из-за греха внутри пустота, хочется насытиться общением, но без Бога так и будет пусто. А в интернете душа обольщается, рассеивается, расплескивается.

Можно заметить печальную закономерность: сидение в соцсетях не оставляет человеку и минуты свободного времени для молитвы. Чтобы избежать такого обольщения, необходимо трезвение. Взвешенно посмотреть на то, что происходит, и сказать: «Всё, я не хочу быть управляемым. Если и выхожу в интернет, то только для чтения полезных статей на православных сайтах, а не для сплетней в социальной сети».

Еще предложу, наверное, необычный совет. Чтобы сосредоточить душу на жизни духовной, не отвлекаясь на мирское пустословие, надо научиться никого не осуждать. Осуждение – это привязка к объектам греховного мира, постоянное копание в них и застревание. Такой человек живет постоянными пересудами, мусолит в соцсетях всевозможные нестроения, чьи-то грехи, несправедливости. Жизнь превращается в постоянное ворчание. Христианину необходимо раз и навсегда отказаться от этого. Неосуждающий человек свободен и мирен, а мир и свобода души – самое величайшее сокровище. Если и делиться в сети, то только чем-то добрым, поучительным. Но, по большому счету, со временем ты видишь, что сидение в соцсети твоей душе ничего не дает.

Самым радостным для христианина временем должно быть время молитвы, чтения молитвенного правила, Евангелия и творений святых отцов. Потому что это чистый источник, это то, что питает душу, дает нам жизнь и подлинную радость.

«Уклонись от зла и сотвори благо»

Священник Димитрий Шишкин:

– Тому, как сконцентрироваться на Христе, в первую очередь учит нас Сам Господь и посредством слова (во Святом Евангелии), и Духом Своим, Которым Он пребывает с нами, если только мы Ему послушны. И весь многовековой опыт церковной жизни, то, что мы называем Священным Преданием, учит нас правильному усвоению этой науки из наук. Так что главное – это действительно желать от всего сердца быть со Христом и прилагать к этому усилия, согласные с опытом Церкви.

Если же говорить о мире, который лежит во зле и влечет нас ко злу, то сознательное противление ему с терпеливым созиданием добра и составляет содержание нашей земной христианской жизни. Как и в Псалтири Давидовой сказано: «Уклонись от зла и сотвори благо». Многие сферы человеческой жизни, в том числе и общение в интернете, предоставляют человеку возможность для такой деятельности. И если мир учит нас не таить ничего в себе и рассказывать «всё» в соцсетях, то что нам мешает с помощью Божией «хранить свое сердце» и рассказывать только то, что сообразно с этим хранением и служит делу благовествования Христова? Если же меру благоразумия не удается найти и страсть пустословия, споров и развлечения увлекает нас посредством соцсетей, то лучше, конечно, эти сети оставить. Как полезно оставлять источник соблазна для человека, сугубо подверженного той или иной страсти. Чтобы было понятнее, о чем я говорю, приведу простой пример: один человек зашел после работы в гастроном, купил хлебушка, колбаски, сыра для семьи и радостный пошел домой, даже не заметив, что в гастрономе этом есть еще отдел со спиртным. А для другого именно этот гастроном и этот отдел есть предмет страшного преткновения и соблазна, связанный с прошлым опытом горьких падений, так что лучше этому человеку держаться от гастронома подальше. Так и с соцсетями. Если с Божией помощью удается обрести добрую меру благоразумия – прекрасно, если же соцсети служат поводом для падения – лучше их оставить.

Священник Павел Коньков:

– Для того, чтобы Бог был ценностью, нужно всегда принимать во внимание Его точку зрения. Нужно относиться к Богу не как к какой-то установке, а как к самому дорогому человеку в жизни. Нужно помнить о Нем, о том, как Он жил, и следить за нашей жизнью. Любой супруг перед тем, как сделать что-либо, должен (по-хорошему) подумать: «А как мой муж/моя жена к этому отнесется?» – и только после этого делать задуманное или откладывать. Так и христианину нужно о Христе всегда помнить и принимать во внимание Его позиции, которые так явно оговорены в Евангелии и заповедях.

Что же касается социальных сетей, да и общения вообще, то следует самое сокровенное держать внутри себя, а если есть желание поделиться красотой Православия, делать это ненавязчиво и спокойно, без экстремизма.

Подготовил Монах Кирилл (Попов)
Православие.Ru

Просмотрено (56) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

29 ноября - Апостола и евангелиста Матфея

Апостол Матфей - один из 12-ти апостолов, который первым написал повествование о жизни своего Учителя (Евангелие от Матфея). Матфей был сборщиком налогов (мытарь). Отказавшись от своей неправедной жизни, он оставил все и последовал за Спасителем...После того как апостолы разошлись из Иерусалима на проповедь в разные страны, благовествовал в Сирии, Мидии (нынешний Иран), Персии, Парфии, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии. Местный правитель-язычник Фульвиан велел распять его на земле и сжечь на медленном огне, обложив хворостом, но в результате огонь перекинулся на статуи идолов, которые и сгорели. Апостол погиб, но сам мучитель обратился в христианство и затем был крещён, приняв имя Матфея. Казнённого апостола он отныне почитал как святого. Со временем, отрёкшись от светской власти, он сам стал епископом... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

29 ноября — Апостола и евангелиста Матфея далее »

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »