Выбрать страницу

Прочитал в интернете про скандал со священником… как теперь верить?

Фото: spbda.ruО главной ошибке «потерявших веру» людей размышляет богослов и публицист Сергей Худиев.

Прежде всего, вера — это акт нашего произволения, а не чьего-то еще. Когда люди жалуются на то, что поведение каких-то других людей разрушило их веру, они совершают грамматическую ошибку — путают активный залог с пассивным. Поведение других людей не может определять наше собственное. Они могли бы сказать, что «я отказался от веры, приняв во внимание таких-то людей». Для того, чтобы обрести веру, нужно принять решение, для того, чтобы оставить ее, тоже принять решение — и это свободный выбор, который за человека никто не может сделать. И это свободный выбор, который разные люди совершают по-разному, оказавшись в одних и тех же обстоятельствах. Поэтому первое, что стоит заметить: хранить или терять веру — это всегда наш выбор, это не выбор других людей.

Признание того, что именно мы принимаем решения в нашей жизни, иногда пугает — потому, что оно кажется связанным с чувством вины — вины, которую хочется на кого-то переложить. Но на самом деле сознание того, что я сам являюсь источником решений, определяющих мою жизнь и мои отношения с людьми и с Богом, освобождает — я могу выслушать других людей, принять во внимание всю имеющуюся информацию, но никто не решит за меня, как мне поступить.

Если я принимаю хорошее, правильное решение, мне незачем его оправдывать ссылками на других людей. Когда мы делаем что-то правильное, чем можем гордиться — мы же не говорим «другие люди довели меня до этого». Ссылки на других начинаются, когда мы сами сильно сомневаемся в оправданности нашего решения — и хотим возложить ответственность за него на других. Но если это неправильное решение — его просто не нужно принимать.

Второе — по отношению к кому мы принимаем решения. Если у меня есть достоверные сведения, что такой-то священник является духовно и нравственно нездоровым человеком (что же, бывает), мне имеет смысл принимать решения именно по отношению к нему. Например, оставить его и искать духовного руководства у какого-то другого пастыря — с более надежной репутацией. Но было бы странно, глядя на этого священника, принимать решения относительно Бога и Церкви. Вера — это определенный ответ Христу, а не тем или иным людям. Христос спрашивает в Евангелии: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» (Ин. 9:35), отвечать: «Нет, потому что я тут прочитал в интернете про скандал» значило бы отвечать невпопад. Господь не спрашивает, верите ли вы человеку, упомянутому в публикации. Господь спрашивает, верите ли вы Ему, Иисусу Христу.

Единственная причина принадлежать к Церкви — это Христос. Если Евангелие не истинно, вопрос о плохих священниках полностью снимается — если в основании Церкви лежит неправда, то к ней не стоило бы присоединяться, даже если бы все ее члены были самыми прекрасными людьми.

Вот, к примеру, в Бирме есть такой буддистский монах У Вирату — как пишут, чрезвычайно злобный тип, натравливающий толпу на живущую в стране мусульманскую народность рохинья. Теряю ли я из-за него веру в учение Будды? Нет, конечно — потому что я такой веры и не имел. Я ознакомился с этим учением и не принял его — хотя, конечно же, ясно, что У Вирату ему не следует, и делать какие-либо выводы об учении Будды, глядя на У Вирату, было бы очень глупо.

Об учении следует делать выводы, общаясь с теми, кто ему следует, а не теми, кто его нарушает. Пообщавшись с буддистами — прекрасными людьми — и почитав их книги, я пришел к выводу, что я это учение не разделяю. И это не решение У Вирату — это мое решение. У Вирату, конечно, большой грешник, но ему никак нельзя поставить в упрек, что он отвратил меня от буддизма. Он не делает учение ложным — точно так же, как добродетельные буддисты не делают это учение истинным.

Точно так же и с Евангелием — оно либо истинно, либо нет. Христос либо Сын Божий, либо нет. Он либо воскрес из мертвых, либо нет. Если Он действительно воскрес и то, что Он говорил о Себе — истина, то это остается истиной совершенно независимо от того, что какой-то недостойный священник попал в скандал. А если бы это было неправдой — никакие достойные священники не сделали бы это истиной.

Фото: Симбирская митрополия / Vk

Но все это верно в ситуации, когда вы действительно наткнулись на недостойного священника. Такое бывает — но гораздо чаще бывают несколько другие вещи. Люди — в том числе священники — могут впадать и в пьянство, и в блуд, и во что угодно еще. Но среди прочих грехов очень популярным является грех сплетничества, клеветы и злословия.

Если вы никогда не оказывались в ситуации, когда какой-нибудь эпизод с вашим участием начинает обрастать деталями, подробностями, толкованиями и гениальными догадками — вам просто очень повезло. Если ваши слова никогда не получали самых неожиданных толкований — похоже на то, что вы святой молчальник. Если есть люди, которые относятся к вам с неприязнью и заранее уверены, что человек вы дурной, никакая осторожность не спасет вас от злословия.

Если вы были на каком-то мероприятии и там недосчитались ложек — вашим оппонентам будет сразу ясно, куда они делись. А попытки разъяснить ситуацию будут восприняты по принципу «оправдывается — значит, виноват». Тут же вспомнят про исчезновение в округе ложек, вилок, бумажников, телефонов, велосипедов, автомобилей — тут строгих доказательств не нужно, с таким плохим человеком, как вы, сразу все ясно.

Это может случиться с кем угодно — с верующим, атеистом, мирянином, священником — и люди, которые составляют свое впечатление только по доносящимся до них бурным обсуждениям, будут уверены, что вы — конченый негодяй. Это особенно верно в освещении любого конфликта — люди выдают совершенно разные картины одних и тех же, казалось бы, событий, выставляя себя страстотерпцами, а оппонентов — законченными мерзавцами.

Поэтому, если вы прочитали о ком-то негативную информацию в интернете, это требует осторожности — вы и о себе рискуете много неожиданного узнать, если попадетесь на язык, или, вернее, клавиатуру людям, у которых по какой-то причине есть на вас зуб. А иногда и зуба не нужно — люди, страдающие определенными психологическими проблемами, поведают миру о ваших гнусных злодействах (желательно анонимно) просто потому, что находят в этом какое-то странное удовольствие.

В мире, определенно, достаточно людей, у которых есть зуб на Церковь — и которые охотно будут транслировать разный компромат на ее служителей.

Это, разумеется, не значит, что любой компромат на священников или епископов заведомо ложен — всякое бывает на этом свете. На свете, конечно, бывают недостойные служители. А еще на свете бывает клевета, преувеличения, односторонняя подача информации, погоня за скандалами и — в обязательном порядке — крикливые заголовки.

Принимать жизненно важные решения на основании того, что вы прочитали в интернете, было бы очень странно. Такие важные решения надо принимать на основании того, что вы прочитали в Евангелии.

Сергей Худиев
Православие и Мир

Просмотрено (54) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ПЕТРОВ, или Апостольский ПОСТ

16 июня - 12 июля

ПЕТРОВ ПОСТ начинается через неделю после праздника Святой Троицы и продолжается до 12 июля – дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Пост установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы... далее

Скоро праздник

25 июня - Обретение мощей и второе прославление блг. вел. кн. Анны Кашинской

Святая благоверная Анна Кашинская (ок. 1280 — 2 октября 1368)— супруга Великого князя Михаила Тверского, дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского. Известна как драматической прижизненной судьбой (гибель почти всех родственников, усобицы между ними), так и не менее сложными посмертными перипетиями: борьба времён раскола Русской церкви в XVII веке привела к деканонизации только что прославленной святой — уникальному прецеденту в истории Русской церкви... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

24 июня — Иконы Божией Матери «Достойно есть» далее »

25 июня — Обретение мощей и второе прославление блг. вел. кн. Анны Кашинской далее »

29 июня — Прп. Тихона Луховского, Костромского чудотворца далее » Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского далее »

1 июля — Боголюбской иконы Божией Матери далее »