Выбрать страницу

Прочитал в интернете про скандал со священником… как теперь верить?

Фото: spbda.ruО главной ошибке «потерявших веру» людей размышляет богослов и публицист Сергей Худиев.

Прежде всего, вера — это акт нашего произволения, а не чьего-то еще. Когда люди жалуются на то, что поведение каких-то других людей разрушило их веру, они совершают грамматическую ошибку — путают активный залог с пассивным. Поведение других людей не может определять наше собственное. Они могли бы сказать, что «я отказался от веры, приняв во внимание таких-то людей». Для того, чтобы обрести веру, нужно принять решение, для того, чтобы оставить ее, тоже принять решение — и это свободный выбор, который за человека никто не может сделать. И это свободный выбор, который разные люди совершают по-разному, оказавшись в одних и тех же обстоятельствах. Поэтому первое, что стоит заметить: хранить или терять веру — это всегда наш выбор, это не выбор других людей.

Признание того, что именно мы принимаем решения в нашей жизни, иногда пугает — потому, что оно кажется связанным с чувством вины — вины, которую хочется на кого-то переложить. Но на самом деле сознание того, что я сам являюсь источником решений, определяющих мою жизнь и мои отношения с людьми и с Богом, освобождает — я могу выслушать других людей, принять во внимание всю имеющуюся информацию, но никто не решит за меня, как мне поступить.

Если я принимаю хорошее, правильное решение, мне незачем его оправдывать ссылками на других людей. Когда мы делаем что-то правильное, чем можем гордиться — мы же не говорим «другие люди довели меня до этого». Ссылки на других начинаются, когда мы сами сильно сомневаемся в оправданности нашего решения — и хотим возложить ответственность за него на других. Но если это неправильное решение — его просто не нужно принимать.

Второе — по отношению к кому мы принимаем решения. Если у меня есть достоверные сведения, что такой-то священник является духовно и нравственно нездоровым человеком (что же, бывает), мне имеет смысл принимать решения именно по отношению к нему. Например, оставить его и искать духовного руководства у какого-то другого пастыря — с более надежной репутацией. Но было бы странно, глядя на этого священника, принимать решения относительно Бога и Церкви. Вера — это определенный ответ Христу, а не тем или иным людям. Христос спрашивает в Евангелии: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» (Ин. 9:35), отвечать: «Нет, потому что я тут прочитал в интернете про скандал» значило бы отвечать невпопад. Господь не спрашивает, верите ли вы человеку, упомянутому в публикации. Господь спрашивает, верите ли вы Ему, Иисусу Христу.

Единственная причина принадлежать к Церкви — это Христос. Если Евангелие не истинно, вопрос о плохих священниках полностью снимается — если в основании Церкви лежит неправда, то к ней не стоило бы присоединяться, даже если бы все ее члены были самыми прекрасными людьми.

Вот, к примеру, в Бирме есть такой буддистский монах У Вирату — как пишут, чрезвычайно злобный тип, натравливающий толпу на живущую в стране мусульманскую народность рохинья. Теряю ли я из-за него веру в учение Будды? Нет, конечно — потому что я такой веры и не имел. Я ознакомился с этим учением и не принял его — хотя, конечно же, ясно, что У Вирату ему не следует, и делать какие-либо выводы об учении Будды, глядя на У Вирату, было бы очень глупо.

Об учении следует делать выводы, общаясь с теми, кто ему следует, а не теми, кто его нарушает. Пообщавшись с буддистами — прекрасными людьми — и почитав их книги, я пришел к выводу, что я это учение не разделяю. И это не решение У Вирату — это мое решение. У Вирату, конечно, большой грешник, но ему никак нельзя поставить в упрек, что он отвратил меня от буддизма. Он не делает учение ложным — точно так же, как добродетельные буддисты не делают это учение истинным.

Точно так же и с Евангелием — оно либо истинно, либо нет. Христос либо Сын Божий, либо нет. Он либо воскрес из мертвых, либо нет. Если Он действительно воскрес и то, что Он говорил о Себе — истина, то это остается истиной совершенно независимо от того, что какой-то недостойный священник попал в скандал. А если бы это было неправдой — никакие достойные священники не сделали бы это истиной.

Фото: Симбирская митрополия / Vk

Но все это верно в ситуации, когда вы действительно наткнулись на недостойного священника. Такое бывает — но гораздо чаще бывают несколько другие вещи. Люди — в том числе священники — могут впадать и в пьянство, и в блуд, и во что угодно еще. Но среди прочих грехов очень популярным является грех сплетничества, клеветы и злословия.

Если вы никогда не оказывались в ситуации, когда какой-нибудь эпизод с вашим участием начинает обрастать деталями, подробностями, толкованиями и гениальными догадками — вам просто очень повезло. Если ваши слова никогда не получали самых неожиданных толкований — похоже на то, что вы святой молчальник. Если есть люди, которые относятся к вам с неприязнью и заранее уверены, что человек вы дурной, никакая осторожность не спасет вас от злословия.

Если вы были на каком-то мероприятии и там недосчитались ложек — вашим оппонентам будет сразу ясно, куда они делись. А попытки разъяснить ситуацию будут восприняты по принципу «оправдывается — значит, виноват». Тут же вспомнят про исчезновение в округе ложек, вилок, бумажников, телефонов, велосипедов, автомобилей — тут строгих доказательств не нужно, с таким плохим человеком, как вы, сразу все ясно.

Это может случиться с кем угодно — с верующим, атеистом, мирянином, священником — и люди, которые составляют свое впечатление только по доносящимся до них бурным обсуждениям, будут уверены, что вы — конченый негодяй. Это особенно верно в освещении любого конфликта — люди выдают совершенно разные картины одних и тех же, казалось бы, событий, выставляя себя страстотерпцами, а оппонентов — законченными мерзавцами.

Поэтому, если вы прочитали о ком-то негативную информацию в интернете, это требует осторожности — вы и о себе рискуете много неожиданного узнать, если попадетесь на язык, или, вернее, клавиатуру людям, у которых по какой-то причине есть на вас зуб. А иногда и зуба не нужно — люди, страдающие определенными психологическими проблемами, поведают миру о ваших гнусных злодействах (желательно анонимно) просто потому, что находят в этом какое-то странное удовольствие.

В мире, определенно, достаточно людей, у которых есть зуб на Церковь — и которые охотно будут транслировать разный компромат на ее служителей.

Это, разумеется, не значит, что любой компромат на священников или епископов заведомо ложен — всякое бывает на этом свете. На свете, конечно, бывают недостойные служители. А еще на свете бывает клевета, преувеличения, односторонняя подача информации, погоня за скандалами и — в обязательном порядке — крикливые заголовки.

Принимать жизненно важные решения на основании того, что вы прочитали в интернете, было бы очень странно. Такие важные решения надо принимать на основании того, что вы прочитали в Евангелии.

Сергей Худиев
Православие и Мир

Просмотрено (54) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
29 апреля — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

25 апреля - Иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы) с водосвятным молебном
Живоносный источник — икона Божией Матери. В православной традиции Богоматерь Живоносный Источник прославляется как Источник жизни, ибо от Нее произошел Христос — Путь, Истина и Жизнь. Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый пасхальный день. Пятница Светлой седмицы выделяется особо: тем, что в этот день впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах Русской Православной Церкви, и тем, что в самом богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник». Появление этого образа связано со следующим чудесным событием... дальше

Радоница

29 апреля - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 27 апреля. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

22 апреля — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

25 апреля — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

26 апреля — Суббота Светлой седмицы. Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

27 апреля — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее » Иконы Божией Матери Виленской - Остробрамской далее »