Выбрать страницу

Об осуждении

Среди пороков человеческих Церковью постоянно поминается осуждение как тяжелый грех. У современного человека, однако, возникает вопрос: а почему же нельзя осуждать? Осуждением пронизаны телевидение (была даже передача «Школа злословия»), пресса, социальные сети. Без перемывания костей кому-либо (временами добродушного, а временами и не очень) не может обойтись ни одна компания, ни одна вечеринка. По каким же причинам все же нельзя осуждать?

Первая причина выражается одним значимым высказыванием: «Вы многого не знаете, и всё намного серьезнее, чем вы думаете». Часто видимость принимается за сущность. Как точно подметил Пушкин:

Что слишком часто разговоры
Принять мы рады за дела,
Что глупость ветрена и зла,
Что важным людям важны вздоры
И что посредственность одна
Нам по плечу и не страшна.

Часто мы не только не знаем многого, но не знаем ничего. Вспоминается рассказ одного священника о своем собрате, иерее Андрее. При жизни о нем и владыка, и клирики не сказали ни одного доброго слова: считали горьким пьяницей. И действительно, был за ним этот грех. Казалось, умрет он, и проводить его в последний путь будет некому. Но на похоронах его произошло неожиданное: в далекую деревню средней полосы России съехалось более полутора сотни людей. У храма стояли десятки машин с московскими, украинскими и белорусскими номерами. У многих на глазах были слезы, люди скорбели так, будто провожали родного отца. Оказывается, у отца Андрея был редкостный дар утешения и примирения. Бывало, узнает он, что супруги хотят разводиться, вызывает к себе вначале жену: «Ты что же, раба Божия, разводиться собираешься? Закон Божий попрать хочешь? Что Бог сочетал, человек да не разлучает!» – «Батюшка, да муж меня в пьяном виде костит на чем свет стоит, кулаками замахивается». – «А ты ему в пояс поклонись да и скажи: “Прости меня, грешную”». И действительно, после такого поступка пьяная агрессия куда-то улетучивалась. А потом отец Андрей встречался с мужем и такие слова находил, что человек менялся в лучшую сторону явно и зримо. Так он десятки семей спас от распада. Вот каким человеком на самом деле был иерей Андрей.

Да, кстати, о пьяном виде. Временами видимость не соответствует сути. Вспоминаю, как однажды я торопился с одной работы на другую и поднимался по эскалатору. От усталости я довольно сильно пошатывался. Один молодой человек участливо подхватил меня под локоть и сочувственно, без тени осуждения, спросил: «Что, с дня рождения возвращаетесь?» Я ответил: «Да нет, с работы на работу иду. Ни капли сегодня не принимал». И дыхнул в доказательство. Молодой человек удивился: «А в чем же дело?» Я честно ответил: «Вымотался до невозможности».

Однако зачастую подобное несоответствие может привести к последствиям трагическим. Вспоминаю жуткую историю, как восемь лет назад в нашем районе замерз учитель, ветеран войны. Он возвращался домой, по дороге ему стало плохо с сердцем, и он упал. На снегу он пролежал 11 часов, пока соответственные службы не увезли уже его тело. Около 11 часов мимо него проходили люди, и никто не пожелал оказать ему помощь. Возникает вопрос: почему? Не думаю, что всё это были жестокосердные люди, скорее всего они оказались под воздействием известного стереотипа: раз лежит мужчина, значит – пьяный, и ничего-де ему не будет: полежит и проспится; не стоит ним связываться. А откуда взялся этот стереотип? От верхоглядства и осуждения. И жертвой его в данном случае стал весьма достойный человек.

Вторая причина, почему Церковь считает осуждение тяжким грехом: осуждая, мы присваиваем себе функции Высшего Судии, то есть Самого Бога. Как говорится в одном житийном памятнике: «Люди взяли себе суд Мой». Иными словами, осуждающие ставят себя на место Бога. Как называются такие персоны на политическом языке? Правильно, самозванцами. Что полагалось самозванцу в Московской Руси? Верно, смертная казнь. Известно, что мир будет судить Иисус Христос – Сын Божий, Логос, вторая Ипостась Святой Троицы. А как называются люди, которые ставят себя на место Христа? Правильно, антихристами.

Диакон Владимир Василик
Православие.Ru

Просмотрено (44) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

4 декабря - Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы - это один из 12 главных церковных праздников Православной Церкви. Подобно всем великим праздникам, Введение во храм Пресвятой Богородицы является одним из этапов пути Домостроительства Божия. О событии Введения во храм Пресвятой Богородицы можно говорить и как о символе, предзнаменовании, божественном намёке на великое грядущее событие Рождества Христова... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »