Закон бумеранга: все, что адресуешь в пространство, возвращается обратно?
Ежедневно мы запускаем десятки маленьких бумерангов, не всегда безупречных: слова, эмоции, мысли, поступки… Вернутся ли они к нам? Размышляет архимандрит Маркелл (Павук).
– Отче, опираясь на православное учение, можно ли сказать, что теория бумеранга существует: все, что адресуешь в пространство, возвращается обратно?
– В народе говорят: «Как аукнется, так и откликнется». И это мнение не безосновательное. Дело в том, что люди хотя и разделены государственными границами, стенами квартир и др., в силу общности человеческой природы тесно связаны между собой. Из-за самолюбия и нераскаянных грехов мы этой общности почти не ощущаем, но когда грешим, то волей-неволей навлекаем бедствие на всех, а в первую очередь наносим удар по самим себе. Отсюда и закон бумеранга.
– Стоит понаблюдать за ситуациями в жизни – и видишь, что все возвращается. Так ли это?
– Пока человек живет за границей Церкви, он мало это замечает. Для него все, что происходит – чистая случайность, рок, судьба. Лишь по мере вживления в тело Церкви он начинает видеть и понимать, насколько мы тесно между собой связаны. И все, что с нами происходит, не просто так.
Не случайно апостол Павел в Послании к ефесянам сравнивает Церковь с телом, где все члены взаимно соединены между собой. И Сам Господь перед Своими крестными страданиями в Гефсиманском саду молился в первую очередь о единстве людей в Церкви по образу Святой Троицы: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17:21). Апостол Павел объясняет, что Господь для того и приходил к людям две тысячи лет тому назад, чтобы посредством крестных страданий упразднить грех и преодолеть вражду между людьми: Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей – учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем (Еф. 2:14–16), дабы все небесное и земное соединить под главою Христом (Еф. 1:10).
– Ежедневно мы запускаем десятки маленьких бумерангов, не всегда безупречных: слова, эмоции, мысли, поступки… Вернутся ли они к нам?
– Вернутся, если не будет покаяния и молитвы. Когда человек в центре своей жизни ставит Бога и ближних, а не собственный интерес, тогда действие закона бумеранга прекращается.
– Какие примеры приводит Писание об этом «законе»?
– В Ветхом Завете Бог сказал Моисею, что Он будет наказывать детей за вину отцов до третьего и четвертого рода (см. Исх. 20:5; Лев. 26:39). И действительно, мы видим, что этот закон непреложно действовал. Например, 3- и 4-й род от нечестивого Манассии (Иоахаз, Иехония, Седекия – внуки и правнуки Манассии) караются. Даже благочестивый Иосия находит печальный конец в сражении у Мегиддо. И пророки возвещали, что за грехи Манассии Господь отвергнет от лица Своего Иуду (см. 4 Цар. 24: 3; Иер. 15: 4). Со времени Манассии действительно Иудее приходилось все хуже и хуже, несмотря на некоторые старания умилостивить Бога (ср. Иер. 44:22–23, 14:20). В Новом Завете все меняется. Об этом было возвещено еще через пророка Иезекииля: Зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Живу Я! говорит Господь Бог, – не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле (Иез. 18:2, 3). Теперь каждый должен отвечать перед Богом сам за себя. Но поскольку, как было сказано выше, все мы члены Церкви Христовой и между собой взаимосвязаны, то ответственность наша увеличивается. Всякий грех бьет больно не только по нам, но и по нашим ближним. И наоборот, всякая наша победа над грехом облегчает борьбу с грехом нашим ближним. Вспомните крылатое выражение преподобного Серафима Саровского: «Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».
– Есть и другая сторона в «законе бумеранга». Люди, делающие добро, ждут его возвращения сторицей. Не противоречит ли это христианской морали?
– Учение о воздаянии за благочестивую жизнь никак не может противоречить христианским принципам. Ведь Сам Господь говорит о воздаянии в заповедях блаженства (см. Мф. 5:3–11). Также Он поучает Своих учеников: Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной (Мк. 10:29–30). Но отношения с Богом не должны превращаться в коммерческие отношения: ты – мне, я – тебе, как в католичестве.
По католическому учению, человеку для его спасения необходима некая сумма добрых дел, пропорциональная количеству его грехов. Кроме этого есть так называемые индульгенции – освобождение грешников от наказания посредством покрытия их грехов за счет сверхдолжных заслуг святых. В настоящее время индульгенции выдаются Папой Римским за участие в делах милосердия, совершение паломничества, прочтение определенного количества молитв и т. д., а также за тарифицированные пожертвования на храм и другие церковные нужды.
– Разве христианин, делая добрые дела, не обязан рассчитывать на освобождение от грехов и жизнь вечную как нечто должное?
– Нет, так как добрые дела являются неотъемлемой обязанностью христианина, не подлежащей непременному вознаграждению, как учит Спаситель апостолов: Когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17:10).
– Может ли учение о сверхдолжных заслугах святых и индульгенциях способствовать покаянию человека?
– Нет. Наоборот, отвлекает от покаяния, так как втягивает его в формальный бухгалтерский учет своих добрых дел и грехов, ничего не дающий для спасения, развивает у него наклонность к творению добрых дел с расчетом, создает иллюзию перекрытия грехов добрыми, притом чужими, делами и прощения грехов за тарифицированные денежные взносы, когда богатые получают преимущество над бедными.
Апостол называет такие отношения пустыми спорами между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка и призывает удаляться от таких (1 Тим. 6:5). Формирование корыстных отношений с Богом значительно ограничивает и связывает человека. Часто он, как в сказке о золотой рыбке, оказывается у разбитого корыта.
Архимандрит Маркелл (Павук)
Беседовала Наталья Горошкова
Православная Жизнь
Просмотрено (289) раз