Можно ли натренировать совесть?
Совесть – это нечто неосязаемое в нас, это некая отделенная от нас часть. Тем не менее, она откуда-то берется. Откуда? Можно предположить, что закладывается родителями. Но почему тогда в самом раннем детстве один ребенок считает себя вправе обижать других, а другому и в голову это не приходит? Если первому никто не скажет, что так плохо, он, скорее всего, продолжит в том же духе.
Похоже, совесть закладывается ещё до рождения ребенка и напрямую, зависит от предыдущих поколений, от духовной жизни родителей, от их культурной среды.
Святыми были родители у Пресвятой Богородицы – Иоаким и Анна; у Иоанна Предтечи, Крестителя Господнего, у преподобного Сергия Радонежского…
Наша культура исторически была наполнена и языческими, и христианскими источниками. Оттого противоречива. Быть может, в этом и есть загадочность славянской души.
И раз наша совесть зависит от предков, то начинать нужно с них. Обращаться к Богу с просьбой о помиловании тех, кто жил до нас. Многие слышали фразу святых отцов о воспитании: «Воспитывать нужно, когда ребенок лежит поперек лавки». Но воспитывается он не словами, а примерами – что вижу, таким и становлюсь.
Когда приносят ребенка в храм крестить, сразу видно, причащалась ли мама. Порою невозможно в руках удержать во время крещения младенца, мама которого ни разу не приходила в храм. После такого крещения долго стоит у батюшки звон в ушах от детского крика. Да и причащаются такие младенцы тоже тяжело, в отличии от воцерковленных мамочек – то есть, дети, оказывается, уже знают, что такое причастие. И это уже и есть начало их совести.
Воспитание откладывает глубокий отпечаток на человека на всю жизнь. Все мы родом из детства. Даже сказки, которые рассказывают детям, учат различать добро и зло. Если детскую душу настроить, как камертон, при каждом жизненном выборе совесть будет человека обличать – до тех пор, пока он её слышит.
Бывает, в суете мы закапываем совесть под грудой грехов, суеты, обрывков неприятных ситуаций. И голоса совести уже не слышим, поступая как бездушные эгоисты. И тут Бог начинает предупреждать – вначале унынием, потом житейскими вразумлениями, сложными ситуациями. И как особо крайние случаи – потерями.
Хорошо, если мы очнемся с первого предупреждения. Наша совесть заговорит и потянет нас к тому месту, где мы чувствуем себя в мире с ней. Например, в храм, на исповедь. И чем тщательнее откапываешь совесть из–под завалов, тем мучительнее чувствовать свое несовершенство и грязь, тем и радостнее и легче становится на душе после исповеди.
Исповедь и причастие – это и есть регулярные тренировки. Как в спорте – чем меньше качаешь пресс, тем больше обвисает живот и распускается тело. В жизни так же. Чем меньше тренировок совести – исповедей и причастий, тем большая вероятность распуститься, промотать жизнь бездарно.
Иерей Сергий Белянов
Православная Жизнь
Просмотрено (33) раз