Выбрать страницу

Дом, в котором мы живем

Мы живем в мире, преисполненном проблем. Они касаются всех сторон жизни человека, их многообразие потрясает. Сегодня хотелось бы поговорить о проблеме, связанной не с отдельным аспектом нашей жизни, а глобальной. Она касается места, в котором обитает человек.

Всем известно понятие «экология». Сам этот термин как раз и состоит из двух греческих слов: «oikos» – дом и «logos» – наука.

Экологические проблемы стали частью нашей повседневной жизни. Они обсуждаются с разных точек зрения, на разных уровнях. Представители разных религий и конфессий также пытаются осмыслить экологические проблемы, формируя своеобразное эко-богословие.

Православная антропология говорит об особых отношениях человека и окружающего мира. Соответственно, можно говорить об основаниях для православного богословского осмысления экологической проблематики.

В Писании повествуется о творении человека последним во вселенной. Святые отцы полагают, что такая хронология творения знаменует высшее достоинство человека, его царственное положение в иерархии сотворенных существ.

Творение видимого мира происходило по принципу «от низшего к высшему». Все творение Божье совершенно. Об этом говорят слова «и увидел Бог все, что создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1). Человеку был вручен Эдемский сад для того, чтобы он ухаживал и хранил его.

Таким образом, в книге Бытие содержатся указания о сотворенном мире как о совершенном, о человеке как венце творения и, самое важное для нашей темы, определяется отношения человека к миру. Человек должен беречь рай, поддерживать его, ухаживать за ним.

Невозможно до конца осознать, какими были райские отношения между человеком и миром, но отчасти это можно понять из пророчеств о грядущем эсхатоне, когда «будет Бог все во всем» (1Кор. 15:28). Тогда на земле установится состояние, при котором «корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Ис. 11:7-8).

За долгий период истории человечества природу воспринимали по-разному. Соответственно, разное восприятие порождало разное отношение к природе. В языческом мире природа обожествлялась. В эпоху нового времени, при бурном развитии естественных наук, стало преобладать механическое понимание природы, при котором с ней можно делать все, что угодно и выгодно. Христианскому мировосприятию чужды и то, и другое видение природы. С одной стороны, христианство не обожествляет природу, с другой – не воспринимает ее как механическую конструкцию.

Библейское отношение к окружающему миру базируется на ответственности человека. Если до грехопадения прародителей область ответственности человека простиралась на сохраннее природы и несла, так сказать, положительное значение, то после грехопадения ответственность стала понимается и в ином, отрицательном смысле. Человек стал ответственен за разрушение окружающего мира. В Писании говорится о том, что вследствие грехопадения земля подпала под проклятие: «проклята земля за тебя» (Быт. 3:17).

В нашем современном понимании «проклясть» – это в той или иной форме пожелать какого-либо зла, однако библейское проклятие земли не таково. Бог лишил землю совершенства, которым она обладала до грехопадения (ср. «и увидел Бог все, что создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1)).

Свт. Филарет (Дроздов) полагает, что хотя проклятие земли связанно с лишением ее плодородности, однако нельзя рассматривать это как единственное следствие и признак проклятия. Оно носит глобальный характер, и под него подпадает не только земля как почва, но и весь растительный и животный мир.

Апостол Павел в одном из своих посланий пишет: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:19-23).

Итак, вследствие греховного деяния первых людей весь мир лишен своего изначального совершенства. Теперь все подчинено тлению и смерти. Для того чтобы выжить, нужно убивать других живых существ. В одной из своих поэм Николай Заболоцкий передает ощущения человека, который восторгается красотами природы и ее звуками, но потом ему открывается весь круговорот цепочки питания:

«Так вот она, гармония природы,
Так вот они, ночные голоса!
Так вот о чем шумят во мраке воды,
О чем, вдыхая, шепчутся леса!
Над садом
Шел смутный шорох тысячи смертей.
Природа, обернувшаяся адом,
Свои дела вершила без затей.
Жук ел траву, жука клевала птица,
Хорек пил мозг из птичьей головы,
И страхом перекошенные лица
Ночных существ смотрели из травы.
Природы вековечная давильня
Соединяла смерть и бытие
В один клубок, но мысль была бессильна
Соединить два таинства ее».

Природа несет тяжесть последствий грехопадения, и сверх этого каждое поколение человеческого рода усугубляет их своей деятельностью. И тем не менее, мир не окончательно потерял свое совершенство и красоту.

В Священном Писании сказано: «Небеса проповедуют славу Божию» (Пс. 18:2), «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим 1:20). У святых отцов немало выражений, где они говорят о том, что созерцание видимого мира должно приводить к мысли о Творце и Его величии, порождая благоговейное чувство: «само создание мира, его сохранение и управление возвещают величие Божества», – говорит прп. Иоанн Дамаскин.

Таким образом, если под экологическим кризисом понимать угрозу разрушения или уничтожения природы, то с христианской точки зрения сам процесс разрушения (обветшания) природы начался в результате дельности человека, и дальнейшее ухудшение ситуации также напрямую зависит от человека.

Как видно из процитированного выше фрагмента послания апостола Павла (Рим. 8:19-23), все творение Божие «ожидает откровения сынов Божиих», то есть желает получить исцеление через человека. Как через человека в мир вошел грех, так и восстановление тоже через человека. Конечно, в глобальном смысле спасение мира происходит через Богочеловека – Господа Иисуса Христа. Однако каждый христианин должен стремиться к тому, чтобы в нем были «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5). Иисус Христос – Новый Адам, устраняющий последствия поступков Адама ветхого – первого человека. И те, кто во Христа уверовали, должны стремиться к жизни без греха, что, в свою очередь, приводит к полному изменению отношения не только к себе подобным, но и ко всему окружающему: к природе, к животному миру.

Жития святых нередко содержат рассказы об отношениях подвижника и животного, которые явно выходят за рамки обычных. Праведники не боятся животных, а животные, в свою очередь, ищут у них помощи. Монахи часто селились в пустынных местах, но в конечном итоге находили воду, разбивали сады, украшали территорию.

Это можно назвать хозяйственной деятельностью. Однако, это особые хозяйственные дела, ставящие перед собой задачу не приобретения прибыли, а преображения мира. К тому же, труд на земле – это и аскетический труд, приводящий к развитию чувства ответственности и связи с природой.

Именно поэтому многие известные центры монашества славятся красотой садов, цветников и т.п. Все эти плоды стали результатом естественного стремления к исполнению райской заповеди ухаживать за Эдемским садом, которое, однако, сейчас может реализоваться только в поте лица (Быт. 3.19).

Стремление к преображающей природу деятельности закономерно не только для монастырей, но и для каждого верующего человека. Разумеется, было бы наивным или чрезмерно оптимистичным полагать, что реализацией подобных инициатив удастся вернуть мир к прежнему состоянию, но мы можем предотвратить дальнейшее разрушение природы. Нужно только осознать, что забота о мире – естественная задача для человека, исполнение которой благословенно Богом.

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)
Православная Жизнь

Просмотрено (47) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Событие это не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания. Однажды святой праведной Анне явился Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Нареки Ее Мария»... Праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место в истории России – ему посвящены множество храмов, написаны удивительной красоты иконы, на этот день назначались решающие для судьбы нашего Отечества сражения. Так, именно в праздник Рождества Божией Матери в 1380 году была одержана историческая победа на поле Куликовом... далее 22 сентября - Праведных Богоотец Иоакима и Анны

Святые Иоаким и Анна - родители Пресвятой Богородицы, ставшей матерью Иисуса Христа. Святая Анна родила дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака. Православная церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти... далее Прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) (1439–1515) — игумен основанного им монастыря Успения Богородицы (Иосифо-Волоколамский монастырь), крупный церковный деятель, публицист, основатель "иосифлянства", обличитель ереси жидовствующих, автор «душеполезного сочинения», называющегося «Просветитель» и ряда посланий, в которых он, споря с другим подвижником — Нилом Сорским, доказывал полезность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

22 сентября — Праведных Богоотец Иоакима и Анны далее » прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца далее »

24 сентября — Прп. Силуана Афонского далее » перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев далее »

25 сентября — Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского далее »

26 сентябряПамять обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) далее »

27 сентябряВоздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (Строгий пост) далее » Преставление Иоанна Златоуста далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы