Милостивое сердце
У человека милостивого сердце подобно жертвеннику, на котором приносится жертва Богу.
Если бы вы знали, как содействует молитве милостивое сердце! Если ты хочешь молиться подлинно, как должно, тебе необходимо стать милостивым человеком.
Милостивым в полном значении этого слова.
Когда человек скажет кому-нибудь доброе, поддерживающее его слово, сделает какое-либо доброе дело или окажет кому-нибудь милостыню, то его сердце непременно почувствует умиление, которое, в свою очередь, сподвигнет его к молитве. Доказано многими примерами, что когда милостивый человек станет на молитву, молитва его сразу же возносится к Богу, внемлющему ей. И наоборот, как об этом пишет святой Исаак Сирин: «Подвижник немилостивый подобен неплодному дереву». Человек, который не имеет милостивого расположения сердца, похож на древо, не приносящее плода. Этим он хочет сказать, что сколько бы человек не нёс телесных подвигов, как-то – поклоны, посты, бдения, – если сердце его жесткое и немилостивое, сердце его глухо и не движется любовью ко всем людям, он не симпатизирует всем людям, как это делает Бог, – то, как мы уже сказали, делание его остаётся без плода. Знаете, вот как высоко значение милостыни, как об этом пишут отцы Церкви: «Милостыня даже без других добродетелей может спасти человека». И ещё, нечто большее: «Человек милостивый уподобляется Самому Богу». Как вы думаете, почему? Потому, что Господь безгранично милостивый. Когда священник служит литургию, в конце ектении он произносит возглас:
«Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и тебе Славу воссылаем». Видите, одно из свойств Бога – милость. Вот и человек милостивый уподобляется Богу, а Бог, в свою очередь, не может не наделить такого человека Своей благодатью. Действительно, тот человек, у которого есть такое милостивое расположение сердца, если он правильно «стоит» перед Богом, с дерзновением, – он неким мистическим образом защищает человека обижаемого и притесняемого, такой человек уподобляется по своим свойствам души Богу. У человека милостивого сердце подобно благовонному жертвеннику, на котором приносится благоприятная жертва Богу. Поэтому отцы Церкви, говоря о Страшном Суде, подчеркивают, что Господь не сказал: если будете поститься, или бдеть, или жить в чистоте, или ещё о каком-нибудь подвиге. Но что сказал Господь? Сказал: наг был и вы одели Меня, странен был, и вы приютили Меня, болен был, и вы посетили Меня, и т.д. (ср. Мф. 25, 35 – 36) Чтобы показать, что плод духовной борьбы состоит в том, чтобы приобрести милостивое сердце. В этом случае наше сердце становится похожим на «сердце» Бога. Если же так не произойдёт, это означает, что в нашей духовной жизни что-то идёт не так. Если ты постишься, бдишь, подвизаешься, изучаешь Священное Писание, исполняешь Божественные заповеди, а сердце твоё остаётся немилостивым к другому человеку, если ты жесткий, и сердце твоё не умиляется и не сочувствует при виде страдающего человека, значит, тебе предстоит ещё очень много работать над собой. Тебе надо осознать, что, несмотря на твои подвиги, труды, в твоей жизни присутствует нечто, что ожесточает твоё сердце. Нам надо научиться «сокрушить» своё сердце до того, чтобы оно исполнилось милостью ко всей твари. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19). Святые имели такое милостивое расположение, что их сердце буквально «горело» любовью и милостью ко всему живому: к животным, птицам, к деревьям, к людям и даже к демонам, отступившим от Бога. Вот в таком милостивом сердце, уподобляющемся Богу Отцу, мы все нуждаемся. Такое сердце – верный признак, что человек движется в правильном направлении и духовно работает.
Заметьте, Господь сказал в Евангелии: Будьте милосердны, яко Отец ваш Небесный милосерд есть (Лк. 6, 36).
Но чтобы приобрести такое сердце, нужен большой труд, надо совокупно трудиться над всеми добродетелями. Например, милостыня, ее практические действия состоят в том, чтобы сделать какой-нибудь добрый поступок по отношению к другому человеку, оказать нуждающимся посильную материальную помощь. В этом состоит первая ступень на духовном восхождении к этой добродетели. Апостол Иаков говорит, что на словах только невозможно оказать милостыню – например, к тебе пришёл нуждающийся брат и говорит, что он голоден, а ты говоришь ему: иди с миром, Бог напитает тебя! (ср. Иак. 2, 15 – 16 ) Такой поступок – большое заблуждение и эгоизм. Человека в таком случае надо не на словах, а на деле накормить. Как можно говорить о Царствии Божьем и не миловать человека? Хорошо, он слушает духовное поучение, но при этом он ещё голоден и жаждет, у него есть какая-то проблема. Святой Серапион, чтобы оказать милостыню, за недостатком средств продал своё единственное Евангелие, говоря при этом: я продаю то, что научило меня ради Христа распродать все и раздать нищим. Конечно, у нас нет такого самоотвержения, но пусть у нас будет хотя бы небольшое, в нашу меру. Будем стараться превзойти самих себя.
Святой Иоанн Златоуст постоянно говорил о милостыни, он сказал даже, что милостыня сама по себе может спасти человека. Особенно мы, живущие в миру, не в состоянии нести много подвигов, великие труды, ни бдений совершать, ни посты строгие держать. Мы сейчас немного расслаблены, у нас нет той строгости, которая у нас должна быть. И что же нам остаётся делать? Милостыня, в основном она для нас осталась главной жертвой. И чем же ты жертвуешь? Что ты даёшь другому? То, чем наделил тебя Господь. Не хвались и не думай много о себе. Если Господь решит забрать все это у тебя, в один миг ты можешь всего лишиться. То, что вверил тебе Господь по промыслу Своему, – то и разделяй со своим ближним. То, чем ты обладаешь, – не твоё, Господь тебе это вверил на малое время, и с собой никто в тот мир даже нитки взять не сможет. Ты лишь временный управитель вверенного тебе имущества. Своим богатством вечно ты распоряжаться не сможешь, а только лишь в этой жизни, и то бывает, что Господь по разным причинам забирает богатство у человека. Так что своим имуществом надо распоряжаться правильно. А все, что ты употребил в милостыню, – все это ты обрящешь в Царствии Небесном. Действительно, знайте, что милостыня – это добродетель, помогающая нашей душе легко взойти в Царствие Небесное, как об этом говорят святые отцы. Почему же? Потому, что она делает наше сердце и дух подобным «сердцу» и Духу Милостивого Бога.
Митрополит Лимасольский Афанасий
Перевел с новогреческого Димитрий Лампадист
Журнал «Параклиси»
Просмотрено (38) раз