Лествица к небесам гроб бывает
Семнадцать лет человечество живет в XXI веке. Как можно назвать этот век? Веком новейших суперсовременных технологий? Эпохой постгуманизма? Временем ожидания создания искусственного интеллекта? Шахматной доской новых политических баталий? …Этот век можно назвать по-разному. Но, вряд ли, его можно назвать веком любви, мудрости, мира и веры.
Человек пристально вглядывается мощнейшим телескопом в самые удаленные уголки Вселенной в поиске разумных цивилизаций. Но он не вглядывается в самого себя, в свое сердце. И, самое главное, он не вглядывается в Бога!
Преподобный Иустин Сербский удивительно точно говорит, что «современный человек убегает от своей внутренней тайны. Он прибегает к вещам, смешивается с ними и даже превращается в них». Что же это за внутренняя тайна, которой так страшится человек? Это его собственная душа, его сердце. Внутренняя сокровенная, самая главная, самая светлая тайна человека — это Бог!
Но как человек может обрести веру? В чем заключается онтологическая способность человека к общению со своим Творцом, к встрече с Ним? На каком фундаменте строится любовь человека к Богу? Однажды один человека, будучи по профессии геологом, летел над тайгой на вертолете в дальнюю командировку. Он сидел рядом с пилотом и наслаждался прекрасным видом из кабины. Внезапно, как говорят профессионалы, возникла «внештатная ситуация»: пилоту стало плохо с сердцем. И нашему геологу пришлось взять штурвал в свои руки. Он увидел перед собой массу светящихся приборов и оробел. Он ничего в них не понимал. А вертолет уже начинало трясти, он терял управление. И вдруг геолог услышал какой-то внутренний голос: «Найди главный прибор!» Все произошло внезапно. Он увидел этот главный прибор и стал контролировать ситуацию. У пилота прошел сердечный приступ, он вновь сел в свое кресло и ситуация нормализовалась… Этот человек пришел к вере и потом часто говорил своему сыну: «Самое важное в жизни — это найти главный прибор!»
Прибор, фундамент, основа для того, чтобы человек имел возможность войти в личные отношения с Богом, — это образ Божий, заложенный в его душе. Это совесть, которая присутствует в человеке, несмотря на то, верующий он или нет. Один современный мыслитель говорит, что совесть — это представительство Бога в душе человека.
И давайте задумаемся, что самое удивительное и чудесное принесло человечество за время своего существования в дар Богу? Что самое светлое и глубокое произошло из его недр? Гениальные научные идеи? Изящнейшие произведения искусства? Что? В одной из стихир на Праздник Рождества Христова Святая Церковь славословит: «Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели пение; небеса звезду; волсви дары; пастырие чудо; земля вертеп; пустыня ясли; мы же Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас». Честнейшая Херувим и славнейшая, без сравнения Серафим, та, которая Начальника Тишины Христа родила еси — главное приношение человечества Богу!
Нет храма православного без Ее преславного образа! Нет ни одной службы, где бы не произносилось Её имя! Почти каждый город или село имеет храм, посвященный Ей! Море горящих свечей перед Её иконами. Океан человеческих сердец, воспевающих постоянно: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». Крохи строчек о ней в Евангелии и всемирное почитание. «Се бо отныне ублажат Мя вси роди!»
В лице Божией Матери человечество вышло навстречу Богу, восхотевшему спасти род человеческий. Как Христос стал новым Адамом, так и Пресвятая Богородица стала новой Евой, чтобы исправить и уврачевать непослушание Евы и открыть человечеству путь ко спасению.
На Её челе и плечах — три звезды. Потому что Она «прежде Рождества Дева, и в Рождестве Дева, и по Рождестве паки пребывает Дева». В Её сердце — отражение жизни Её Сына, Спасителя мира: от Вифлеемских яслей и до Креста и Воскресения. «И Тебе Самой оружие пройдет душу!» (Лк. 2, 35) В Её глазах — скорбь и любовь ко всему человеческому роду, Ходатаицей которого Она является.
Неизреченным Божественным Домостроительством в Ней, как в прекрасном сосуде, соединилось всё самое чистое, самое светлое, самое глубокое, самое прекрасное, что было свойственно человеческому существу. До Неё не было никогда и после Неё никогда не будет такой сияющей, пронзительной, вселенской духовной красоты!
«Какое слово, — говорит Николай Кавасила, — будет достаточным для рассказа о Твоей, Блаженная, праведности, о дарах Спасителя Тебе и Твоих — всем людям? Никакое, даже если бы кто говорил языками человеческими и ангельскими, как изрек апостол Павел. Только там по праву можно увидеть Твои чудеса, где новое небо и новая земля, где Солнце правды, которое не заходит и не покрывается мраком. Ритор Твоих деяний — Сам Спаситель, а рукоплещут — Ангелы. Только там Ты можешь встретить достойный Тебя глас… Ведь и одно только слово, относящееся к Тебе, или воспоминание о Тебе восставляет душу, очищает разум и делает нас из плотских духовными, от далеких от святости — ей причастными.
О, полнота благ, известных нам в этой жизни и тех, которые узнаем по отшествии отсюда! О, Дева, ставшая при начале блаженства и святости и открывшая путь другим! О, спасение людей, свет миру, путь ко Спасителю, врата и жизнь, и иных достойная именований!.. Господь ведь Виновник, Ты же Совиновница моего освящения и всего того, что от Спасителя через Тебя и что от Тебя Одной я получил.
Твоя кровь в той Крови, которая омывает грехи мира; от Тебя то Тело, в котором я получил освящение, в котором Новый Завет, в котором вся надежда на спасение. Твое чрево — Царство Божие!»
Сегодня Святая Церковь празднует Успение Божией Матери! В глубине этого слова слышится и соединяется многое: и сон, и покой, и мир; тишина, радость, блаженство… Но в этом слове нет страха смерти, нет ужаса тления. «В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста»… На иконе праздника мы видим Божию Матерь, лежащую на смертном одре и Спасителя, принимающего в руки Её святую душу. Та, Которая на Своих человеческих руках носила Богомладенца, предает Себя а Божественные руки Спасителя мира!
Смерть — это всегда снисхождение в неизвестность, в ужас одиночества. Это горе разлуки и ожидание тления… Всего этого нет в Успении Богородицы. Её Успение — это встреча с Немерцающим Светом, вхождение в Божественную Любовь! Это заря таинственного дня! «О, дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается и лествица к Небеси гроб бывает».
Господь каждого из нас приглашает вступить на лестницу, ведущую в Царствие Небесное. Для начала — хотя бы на первую ступеньку. Кто-то хочет видеть Церковь как какую-то устаревшую археологическую находку, некий запылившийся артефакт, музейный экспонат, пропахший молью и нафталином. Но как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Церковь наша вечно молодеет!» Церковь — это пространство встречи человека с Богом! С Богом Любви! Что может быть современнее и глубже?
Святитель Иннокентий Херсонский отмечал, что «нужно, чтобы в душе открылась потребность войти во внутреннюю пустыню». Чтобы человек, наконец-то, понял, что жизнь — это не веселая пирушка, не череда бесконечных приключений, не интернетная заманчивая игра. Настоящая реальная, а не призрачная жизнь — очень глубока, богата и подлинна. Она имеет очень много смысловых граней, чудесных оттенков, полутонов. Всё это открывается через молитву, Таинства, через духовный подвиг. «Жизнь жительствует», — как восклицает свт. Иоанн Златоуст в слове на Пасху. Христианство помогает человеку как бы забежать за смерть, за собственную смерть и, «Воскресение Христово видевше», почувствовать и осознать своё будущее воскресение!
Однажды преподобный старец Паисий Афонский сидел в архондарике своей келии и творил молитву Иисусову. Был понедельник Светлой седмицы. Вдруг он почувствовал необыкновенно сильное благоухание. Он попытался определить — откуда оно исходило. Но ни в келии, ни в храме оно не ощущалось. Он вышел во двор — благоухание усилилось. Он услышал стук в деревянное било и увидел, как вдалеке совершается крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери «Достойно есть». Расстояние между его келией и крестным ходом было около километра. Так Пресвятая Богородица послала Свое приветствие старцу!
Свое таинственное, духовное, благодатное благоухание Царица Небесная источает на весь мир. Её смерть — не конец, а начало! Не разлука, а Встреча! Не уныние, а вдохновенная радость!
«Тебя перенесли Ангелы с Архангелами, — восклицает прп. Иоанн Дамаскин, — Перед Твоим восхождением вострепетали нечистые воздушные духи. Твоим прохождением благословляется воздух и эфир освящается свыше. Твою душу, радуясь, принимает небо; Тебя встречают ангельские Силы со священными гимнами и с блистающими лампадами светлого торжества. Ты достигла самого царственного Престола Своего Сына, где взираешь на Него собственными очами, радуешься и предстоишь Ему с великим дерзновением».
Игумен Тихон (Борисов)
Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви
Просмотрено (34) раз