Почему церковный новый год празднуется 14 сентября? | Воскресенский храм (старый) г. Вичуга

Выбрать страницу

Почему церковный новый год празднуется 14 сентября?

В сознании постсоветского человека прочно утвердился своеобразный «канон» празднования Нового года 1 января. Но в человеческой истории это всего на всего один из вариантов празднования, так как у различных народов (или даже у одного) в разные исторические периоды они зависели от многих факторов – религиозных, государственных, общественных, климатических (весна – пробуждение природы, значит нужно праздновать Новый год).

Так, к примеру, евреи отмечают Новый год в промежутке между 5 сентября и 5 октября, китайцы – между 21 января и 21 февраля, иранцы – 22 марта, бангладешцы – 14 апреля.

Наши предки в разное время праздновали Новый год 1 марта. Это, скорее всего, связано, как уже сказано было выше, с пробуждением природы. Позже, примерно с XIII века, когда церковные традиции глубоко укореняются в народное и государственное сознание, общественное празднование Нового года приходит в соответствии с церковным новым годом, который начинается 1 сентября по старому юлианскому календарю и 14 сентября по новому григорианскому календарю соответственно.

На 1 января празднование Нового года перевел царь Петр Первый, который был подвержен в чем-то веяниям моды Западной Европы, где именно 1 января отмечался Новый год. Позже, уже в советское время в 1919 году, празднования перенесли в соответствии с григорианским календарем на тринадцать дней раньше.

Установление же церковного нового года (или новолетия) именно 1 сентября имеет две версии. По одной – с 1 сентября начинался налоговый год в Византийской империи. Он назывался индикт (с латинского indictio – назначать цену, оценивать). Поэтому и церковный год начинался с этой даты.

Позже этимология слова «индикт» в греческом языке претерпела изменение. Слово «индикт» стало синонимом слову «год».

По другой версии, именно 1 сентября святой равноапостольный император Константин Великий в 312 году одержал победу над римским правителем Максентием. Именно в этой битве святому Константину было явлено изображение Креста на небе. Данная битва открыла дорогу к подписанию в 313 году Миланского эдикта – знаменательного документа, который уравнял в правах христиан и язычников, узаконив Православную Церковь. Этот документ пресек гонения на христиан и позволил им свободно развиваться.

Отцы Первого Вселенского Собора в 325 году в память об этом великом событии постановили начинать Новый год с 1 сентября – с дня, ставшего началом «свободы христианской».

На Руси с древнего времени этот день принято освящать Божественной литургией и особым молебном на новолетие. Часто служатся в храмах в двенадцать часов ночи с 13 на 14 сентября ночные Божественные литургии. Наши предки благодарили Бога за прожитый год, призывали в молитвах благодать Господню на следующий год, исповедовались, причащались. Было принято в сам день Нового года творить дела милосердия, заботиться о нищих, больных, посещать тюрьмы, лечебницы.

В этом высокий христианский смысл Нового года – лета Божьего благоприятного, когда люди подклоняются добровольно под иго Господне и просят, чтобы Он, словно любящий Отец, вел нас, как маленьких деточек, сквозь бушующее море жизни в Царствие Небесное.

Как сегодня нам не хватает этого верного и правильного осознания Нового года!

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (117) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Скоро праздник

14 мая - Преполовение Пятидесятницы

Преполовение Пятидесятницы – означает половину срока, т.е. середину по времени между двумя величайшими праздниками — Пасхой и Троицей, иначе называемой Пятидесятницей, отмечаемой на 50-й день после Пасхи, и как бы связывает их воедино. Отмечается в среду 4-ой седмицы после Пасхи (за 25 дней до Троицы). В этот день вспоминается событие из жизни Спасителя, когда Он в Преполовение ветхозаветного праздника Кущей вошел в церковь и учил. (Ин. 7:14-36)... далее Блгв. Тамары, царицы Грузинской

Время правления святой благоверной царицы Тамары был зенитом славы Грузии. Никогда ни до, ни после, Грузия не достигала такой степени внешнего могущества и внутреннего процветания. Имя святой Тамары - самое дорогое, самое сладкозвучное для слуха грузинского народа, оно сияет на небосклоне Грузинской Церкви среди имен мучеников и преподобных светом утренней звезды... далее

Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» названа в память об исцелении некоего грешника через святую икону молитвами Пречистой Богородицы... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

10 мая — Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном далее »

13 мая — Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского далее »

14 мая — Преполовение Пятидесятницы далее » Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее » Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» далее »

15 мая — Перенесение мощей блгвв. кнн. Бориса и Глеба далее »

16 мая — Прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского далее »